Елена Петрова
Деловая игра для воспитателей. Организация познавательной деятельности в группе и на прогулке
Цель. Повышение значимости организации познавательной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в группе и на прогулке.
Задачи. Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Способствовать использованию на практике современных требовании к организации познавательной деятельности детей, сплочению педагогического коллектива.
Ход игры
Ведущий предлагает сыграть в деловую игру «Познавательная деятельность детей». Она состоит из трех заданий.
1. «Мозговой штурм» (две категории вопросов,
2. «Педагогические консультация», «Игровой сюжет - физкультминутки»
Публикация «Деловая игра для воспитателей, Организация познавательной деятельности в группе и на прогулке» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
3. «Домашнее задание - мастер-класс».
Задание 1 «Мозговой штурм»
1. Дать определение понятию познавательная деятельность.
Познавательная деятельность – это активное изучение окружающей действительности, в ходе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Главная задача познавательного развития ребенка формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Как осуществляется познавательная деятельность. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение, а также путём выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.).
2. С какого возраста начинается развитие интересов у детей, любознательности и познавательной мотивации.
С 3 лет у ребенка активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию.
3. В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии, назовите их?
• Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
• Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.
4. Назовите позицию педагога и основные формы взаимодействия с детьми при организации познавательной деятельности.
Основные формы взаимодействия: «педагог – дети», «педагог – родители», «родители – дети».
5. Что способствует возникновению познавательного интереса у детей.
• Детско-взрослая совместность: доброжелательность, эмоциональная вовлечённость педагога, создание ситуации успеха у дошкольников, благоприятный эмоционально-психологический климат.
• Поддержание детской активности: организация уголков экспериментирования, моделирование элементов естественной среды, создание положительной обстановки для познавательной деятельности.
• Провоцирование детских вопросов. Умение задавать вопрос показывает, что ребёнок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими.
• Систематичность деятельности: проведение занятий несколько раз в неделю, создание ситуаций занимательности.
• Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация дает положительный фон для проведения обучения.
• Одним из условий развития познавательного интереса являются дидактические игры и продуманные ситуации.
6. Перечислите основные формы работы с детьми по познавательной деятельности. Какая форма работы с детьми является ведущей при организации познавательной деятельности.
• Игра. Чем старше ребёнок, тем сложнее и разнообразнее могут быть игры.
• Экспериментирование. Практическая поисковая деятельность, направленная на понимание свойств, качеств предметов и материалов, зависимостей явлений.
• Проектирование. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
• Коллекционирование.
• Беседы. В ходе беседы ребёнок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы.
• Наблюдение.
• Рассматривание.
• Моделирование. Модель может быть иллюстрацией проблемной игровой ситуации, а также создаваться воспитателем при помощи или участии детей по ходу решения проблемы.
• Решение проблемных задач. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
• Конструирование.
• Чтение познавательной литературы.
• Викторины, конкурсы. В них дети проявляют находчивость, сообразительность и смекалку, демонстрируют то, чему научились в других формах познавательной деятельности. 3
7. Через какие игры реализуется познавательная деятельность дошкольников.
• Дидактические игры. Они направлены на развитие познавательных способностей, таких как внимание, память, мышление. Примеры таких игр: «Что это?», «Кто это?», «Где живёт?».
• Сюжетно-ролевые игры. Они помогают детям научиться взаимодействовать с другими людьми, развивать социальные навыки. Примеры таких игр: «Семья», «Магазин», «Школа», «Поликлиника». 2
• Подвижные игры. Они развивают координацию движений, быстроту реакции и улучшают общую физическую подготовку ребёнка. Примеры подвижных игр: «Догонялки», «Салочки», «Классики».
• Игры-эксперименты. Они позволяют детям исследовать различные свойства предметов и явления, делать выводы и обобщения. Пример такой игры: «Почему предметы плавают или тонут?».
• Творческие игры. Они способствуют развитию фантазии и воображения ребёнка, его творческих способностей. Примеры творческих игр: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
8. Расскажите организационную структуру познавательной деятельности.
Вводная часть - создание проблемной игровой ситуации, провоцирующей постановку образовательной задачи. Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в космос).
Основная часть - решение поставленной задачи. Может быть «пошаговое». Решение основной задачи. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные, систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.
9. Перечислите педагогические условия развития у детей познавательной активности.
• Обеспечение ненавязчивой педагогической поддержки в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей, создание атмосферы их эмоционального благополучия.
• Своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех видах детской деятельности.
• Создание в образовательном процессе проблемно-поисковых ситуаций, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование детей к самостоятельной поисковой деятельности.
• Использование развивающих технологий, методов и приёмов, обеспечивающих удовлетворение детского любопытства.
• Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей индивидуальным интересам и потребностям ребёнка, предоставляющей каждому ребёнку широкий простор для самореализации.
• Тщательный подбор предоставляемой информации, её соответствие особенностям возрастного развития и актуальным потребностям детей.
• Конструктивная и рациональная организация познавательной деятельности.
• Оптимальная интеграция групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности.
• Обеспечение гибкости и комфортности взаимодействия воспитателя и дошкольников с соответствующей обратной связью.
10. Назовите какие педагогические технологии можно использовать при организации познавательной деятельности.
Чтобы познавательная деятельность имела поисковый, интегрированно-дифференцированный и опережающий характер, способствовала диалогическому типу общения между субъектами образовательного процесса и создавала условия для сотрудничества, следует широко использовать современные развивающие педтехнологии и программы:
• Проектная деятельность. Позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развивает логическое мышление.
• Технология исследовательской деятельности. Цель - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
• Технология «ТРИЗ». Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребёнка в позицию думающего человека.
• Личностно-ориентированная технология. Реализуется в развивающей среде, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
• Игровая технология. Строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.
• Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
1. Что включает в себя познавательная деятельность на прогулке?
Структурными компонентами прогулки, как правило, являются:
• Наблюдения за природой. Это могут быть наблюдения за природными явлениями или трудом взрослых. Во время наблюдения ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности.
• Подвижные игры. 1Они помогают развивать внимание, память и другие мыслительные операции.
• Познавательно-исследовательская деятельность. Она предполагает использование наглядно-практических методов: экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.
• Трудовая деятельность. Разнообразный посильный труд доставляет детям много радости и вызывает интерес к трудовой деятельности.
• Дидактические и сюжетно-ролевые игры. Например, игры с природными материалами, направленные на познание их свойств, или игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности.
• Индивидуальная работа. На протяжении всего времени прогулки взрослый должен периодически уточнять и закреплять знания, полученные детьми.
2. С учетом каких принципов ведется организация познавательной деятельности на прогулке (как впрочем и в группе?
Принцип интеграции, принцип комплексно-тематического планирования.
3. При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста, на что необходимо опираться?
При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познавательное развитие».
Согласно ФГОС ДО, при организации прогулок выделяются следующие направления:
• расширение кругозора детей;
• формирование целостной картины мира;
• развитие познавательно-исследовательской деятельности;
• развитие продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений.
4. Основные формы работы на прогулке при организации познавательной деятельности.
• Сюжетные и ролевые игры.
• Развивающие игры.
• Создание коллекций.
• Проектная деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Конструирование.
• Экспериментирование.
• Наблюдение.
• Проблемные ситуации.
• Интегративная деятельность.
• Диалоговое общение (вопросы-ответы)
5. Назовите методы и приемы, используемые вами при организации познавательной деятельности на прогулке.
• Рассказы и беседы. Например, о явлениях природы, жизни различных растений и животных.
• Наблюдения. Они могут быть кратковременными для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления (форма, цвет, величина) или длительными для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
• Игры с природными материалами. Например, «Ты неси, неси река», «Секреты дождевого червя» (для познания свойств природных материалов, «Дождь идёт», «Зимняя клумба» (для изменения состояния природных материалов, «Рисуем следами», «Угощения» (для использования природных материалов в конкретной детской деятельности).
• Дидактические игры. Например, «Что это: растение или животное» (дети определяют растение (животное) и рассказывают о нём всё, что знают, «Третий лишний» (воспитатель называет три слова из темы «Весна», одно из них лишнее, надо его определить).
• Использование опытов. Например, «Свойства воды» (изучение свойств воды: текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, различные состояния воды и т. д.).
• Экскурсии. Они организуются с целью развития исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы, проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе.
• Трудовая деятельность.
6. Что может стать итогом прогулки?
• Выставка осенних букетов, конкурс на лучший рисунок или поделку. Это может быть итогом творческой прогулки, во время которой дети делали зарисовки с натуры, мастерили поделки из природного материала, составляли композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепили из снега забавные скульптуры.
• Коллективное сочинение сказки. Общение с природой может вылиться в коллективное сочинение сказки, конкурс на лучшее описание выполненной композиции.
• Подготовка к празднику. Деятельность в ходе прогулки с заданием может стать основой подготовки к празднику. Например, если во время прогулки дети узнавали достопримечательности в районе школы и готовили о них рассказы.
• Подведение итогов трудовой деятельности. Можно привлечь детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками).
7. Оформление стенда в групповой комнате например на тему «Пробуждение природы», куда заносятся новые знания, полученные в ходе прогулки.
8. Какие игры вы используете на прогулке или в группе на формирование у детей представлений о себе, людях, объектах окружающего мира. Приведите примеры.
Некоторые игры, которые можно использовать на прогулке или в группе для формирования у детей представлений о себе, людях и объектах окружающего мира:
• Настольно-печатная игра «Тени». Цель — закрепить знания детей о человеке и частях тела, умения находить их по контурным изображениям. Воспитатель рассказывает, что произошла путаница, солнышко отпечатало тени, а к какому человеку она подходит, совсем не знает, нужно помочь найти людей по их контурным изображениям.
• Речевая игра «Назови ласково». Цель — закрепить знания о человеке, частях тела, умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет предмет, дети кидают мяч обратно и называют этот же предмет ласково.
• Подвижная игра «Как живёте?». Цель — расширить представления о возможностях собственного тела, развить крупную моторику. Воспитатель произносит слова текста, а дети отвечают жестами. 3
• Разновидности игры детское лото: «Профессии», «Запутанные картинки», «Времена года», «Транспорт», Поезд для зверят, Сад; огород, В лесу, в саду, в огороде (в загадках); Когда это бывает, Чей листик, Чей хвост, Чем питается зверек,
• Ассоциации: что где растет, Ассоциации: кто где живет?
• Логические пары, Логический поезд, Запутанные картинки, Поезд для зверят, По следам знакомых сказок (угадай по силуэту,
• Подбери противоположности, Чья тень?
8. Игры на формирование представлений о свойствах предметов и объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании).
• для ознакомления с формой: «Найди такой же по форме», «Помоги квадрату (кругу, треугольнику, прямоугольнику) найти друзей», «Домики для фигур», «Разложи печенье на тарелочки», «Весёлый поезд», «Разные бусы», «Укрась бабочку», «Сложи узор», «Помоги фигуркам найти домик».
• Для ознакомления с цветом: «Найди такой же по цвету», «Шарики и ниточки», «Найди мышке норку», «Подбери чашки к блюдцам», «Укрась игрушки», «Бусы для куклы», «Колпачки перепутались», «Мышки на ковриках», «Цветные полянки», «Разноцветные прищепки», «Помоги неваляшкам найти свои игрушки», «Собери гирлянду», «Разложи по цвету», игры с мозаикой.
• Для ознакомления с величиной: «Большие и маленькие», «Высокие и низкие башенки», «Собери яблоки в корзину», «Длинная и короткая дорожки», «Весёлый Снеговик», «Ёлочка», «Накормим мишек», «Вкладыши стаканчики», «Собери пирамидку» и другие.
• Для ознакомления со звучанием: «Угадай, что звучит». 1
• Логические пары, «Логический поезд», «Запутанные картинки», «Подбери столько же, Геометрические фигуры, Подбери по цвету, Цвет и форма», «Отгадай на ощупь», «Угадай что звучит».
9. В какой форме познавательной деятельности вы формируете первичные представления о малой Родине и Отечестве, об традициях и праздниках?
Для формирования первичных представлений о малой Родине и Отечестве, об традициях и праздниках можно использовать следующие формы познавательной деятельности:
• Организация мини-музеев. В них собирают альбомы с историческими фотографиями и иллюстрациями, предметы быта, макеты русского жилища, подворье, куклы в народных костюмах.
• Дидактические игры. Например, «Одень куклу», «Дом».
• Сюжетно-ролевые игры. Например, в рамках игрового модуля «Кукольный домик», где дети знакомятся с режимными моментами: сервировкой стола, последовательностью одевания и раздевания, уборкой игрушек по местам, приготовлением обеда.
• Народные игры.
• Музыкальная деятельность. Развлечения, народные праздники.
• Продуктивная деятельность. Рисунок, аппликация, поделка помогают закрепить и осмыслить материал.
10. Приведите примеры игр на формирование первичных представлений о планете Земля, об особенностях ее строения.
Примеры игр, направленных на формирование первичных представлений о планете Земля и особенностях её строения:
• Дидактическая игра «Что, где растёт». Расширяет знания о садовых, огородных, полевых, луговых, лесных растениях. Дети знакомятся с названиями цветов, плодов и деревьев, узнают, где они растут, развивают интеллект, память, мелкую моторику.
• Игра-путешествие с дидактическим пособием «Материки». В процессе игры дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о мире и природе. Воспитатель в этой игре выполняет роль экскурсовода, начальника экспедиции.
• Ознакомление с коллекцией «Минералы — сокровища Земли». В совместной игровой обучающей деятельности дети знакомятся с полезными ископаемыми.
• Игры с природными материалами. Во время прогулок дети изучают свойства песка, земли, глины, снега, льда, воды. Для этого используют ящик с песком, бассейн, совочки и формочки.
• С помощью разнообразных игр-дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр драматизаций, закрепляя знания детей об окружающей действительности. Эффективны в работе с детьми дошкольного возраста дидактические игры по ознакомлению с растениями и животными типа «Найди дерево по описанию», «От какой ветки детки?», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Когда это бывает?», «Почтальон принес посылку», «Угадай что в мешочке», которые проводятся как на занятиях, так и в свободное время.
Физкультминутка
Физкультминутку провести, под бодрую, энергичную музыку с элементами ритмопластики.
Задание 3 «Мастер-класс» (домашнее задание)
Подготовить и показать элемент одной из форм организации познавательной деятельности детей в группе (на прогулке, используя свой опыт, талант, креативность, новейшие технологии – это может быть игровой прием, этюд, развивающая игра (в том числе авторская, проблемная ситуация, мини- викторина, игровая логическая задача или задание, с использованием приема моделирования, классификации, сериации, ассоциации, применение ИКТ, интересные опыты, подвижные игры использование различных пед. технологий.
В своем показе можно использовать наглядное пособие, дидактический материал, различные атрибуты. Время демонстрации (3-5 мин.)
Ведущий. Организуя познавательную деятельность детей, мы часто сталкиваемся с ситуациями, какое же средство выбрать? Как это сделать и в какой форме, мы сейчас и увидим. Педагоги по очереди демонстрируют домашнее задание.
Ведущий. Мы сегодня говорили о значении и достоинствах познавательной деятельности, о видах, об условиях развития и организации познавательной деятельности. Помните, ничто не может так повлиять на симпатии ребенка, как совместная с ним деятельность. Мир познания окружающего мира необходимо открыть ребенку! И это, уважаемые коллеги, у вас хорошо получается!