Ирина Подойникова
Деловая игра для педагогов «Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;
развивать коммуникативные качества педагогов, уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
2. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
Психологический настрой.
Прежде, чем перейти к игре, я хочу вас настроить на успешную работу. Давайте дадим себе установку. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной фразы: «На пути у меня нет преграды, всё получится, как надо; покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».
Упражнение для педагогов "Что нас объединяет?".
Участники сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мягкую игрушку. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак для всех присутствующих».
(любовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; коммуникативность; грамотная, поставленная речь и четкая дикция).
«Приветствие»
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)
Оценивать работу команд будут уважаемые эксперты (представляю). За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 магический кристалл в свою копилку педагогических знаний.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.
Развитие речи – один из главных показателей умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким – это мы наблюдаем, анализируя результаты мониторингов в начале и в конце года.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых НОД, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности в режимные моменты, в коррекционной работе учителя-логопеда, в кружковой работе.
"Разминка".
Педагоги должны быстро односложно («Да» или «Нет») отвечать на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
- Активный словарь - это запас слов, которые ребенок использует в речи. (Да) Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
- Пассивный словарь - это запас слов, которые ребенок не использует в речи, но понимает их, когда слышит. (Да)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет)
- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
Задание 1. «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
1 команда:
Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)
2 команда:–
Быстрые слова- (ракета, самолет, тигр, орел).
Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)
Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)
Задание 2. «Составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения»
1 команда:
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
2 команда:
Я купила кошке к празднику сапожки
Причесала ей усы, сшила новые трусы
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
Задание 3. «Посади бабочку на нужный цветок»
Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы (они прописаны на бабочках). На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т. е. посадить бабочку на нужный цветок. Каждая команда получает по три цветка.
Проверяем задание, глядя на слайд.
Словесный:
-Чтение произведение.
-Вопросы к детям по содержанию произведений.
-Пересказ произведения.
-Заучивание наизусть.
-Выразительное чтение.
-Беседа по произведению.
-Прослушивание аудиозаписи.
Практический:
-Элементы инсценировки.
-Игры-драматизации.
-Дидактические игры.
-Использование разных видов театра.
-Игровая деятельность.
Наглядный:
-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
-Показ движений пальцами, руками.
-Схемы.
-Алгоритмы.
-Просмотр видеофильмов, диафильмов.
Задание 4. «Мозговой штурм».
За каждый правильный ответ начисляется один балл.
1. Назовите формы речи? (Диалогическая и монологическая).
2. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста).
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
4. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа).
5. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (Прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее).
6. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по
картине. (Образец педагога).
7. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (Вопросы педагога).
8. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
9. Каковы задачи по формированию словаря детей? (Обогащение, расширение,
активизация словарного запаса детей).
Задание – обсуждение «Почувствуйте разницу».
Смысловое значение слов влияет не только на ударение, но и на употребление слов в речи. Внимание на экран.
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать, куртку стала …. шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? ( кого-нибудь: ребенка, брата, куклу). Надевать что-то, одевать – кого-то.
Напоминалка: «Одевают Надежду, надевают одежду».
Динамическая пауза с музыкальным сопровождением.
Все встаем в круг. Правила: «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете движение под музыку – вальсируете, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле равно количеству слогов в слове, которое я назову».
Через некоторое время ведущий называет слова. Участники определяют количество слогов в слове, быстро составляют группы по 2,3,4 человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» делит слово на слоги вслух. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего. (звуки, речь, загадка, ударение).
Задание 6. Игра-тренинг : «Знатоки русской речи».
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
Я раздам бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу этого недопустимы в речи педагога, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.
Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.
Опросный лист
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28
А теперь я буду называть правильный вариант, а вы сами себя проверяйте.
Посчитайте количество правильных ответов.
1 балл начисляется тому, у кого не менее 22 правильных ответов, 2 балла начисляется тому, у кого более 22 правильных ответов.
Опросный лист (ключ)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2
1 2 2 2 1 1 2 2 2
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
2
1 1 1 2 2 1 2 2 1
21 22 23 24 25 26 27 28
2
1 2 1 1 1 2 1
Задание 7. «Объяснялки». Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:
1 Что такое этажерка?
2 Что такое наблюдение?
3 Почему коньки так назвали?
4 Почему говорят «дело в шляпе»?
5 Почему говорят «Время истекло»?
6 Почему красный цвет так назвали?
7 Как понять выражение «лубяная избушка»?
8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?
Задание 8. «Ярмарка педагогических идей»
К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить выставку дидактических пособий по развитию речи детей. Ваша задача - сделать презентацию изготовленных пособий. Презентация должна проходить по следующему плану:
1. Для какого возраста предназначено данное пособие.
2. Какие цели развития оно преследует.
3. Представить ход игры с помощью данного пособия.
(Презентация дидактических пособий)
4. Заключительный этап. Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.
Предоставляется слово экспертам. Дайте, пожалуйста, свою оценку увиденному и услышанному здесь. Насколько, по вашему мнению, педагоги методически готовы к познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста? Над какими направлениями работы по речевому развитию нам стоит еще работать?
Рефлексия.
- Если вы на что- то сердиты то, закройте глаза.
- Если вы недовольны тем, что кто-то вас постоянно достаёт и что-то требует от вас, покачайте головой;
- Если вы полагаете, что ваше настроение не зависим от настроения окружающих, подмигните друг другу;
- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь
-Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.
- Если вам здесь нравится, то похлопайте в ладоши.