Ольга Василенко
Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевой этикет педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов ДОУ
«Речевой этикет педагога»
Цель: Повышение общей культуры, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.
Задачи:
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Речевой этикет педагога“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом.
Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста.
Обеспечить осознание необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.
Обеспечить активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.
СЛАЙД 1
К речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя непосредственно связана с проблемой повышения качества дошкольного образования. Почему педагог дошкольного образования должен обладать высоким уровнем речевой культуры? Педагог является главным условием развития ребенка. Дети будут развиваться усваивая, подражая речевым привычкам окружения. И педагог должен являться примером для подражания своих воспитанников. Дети будут копировать его стиль общения в повседневной жизни, его повседневную речь. Поэтому речь педагога всегда должна быть на высоте.
СЛАЙД 2
Грамотная речь педагога основывается на 7 составляющих. И первый из них – это правильность – соблюдение норм литературного языка, например, орфографических или пунктуационных.
СЛАЙД 3
Закончите предложение, употребив существительные в правильной форме:
Окна занавешены (тюль) – тюлем.
Лицо скрыто (вуаль) – вуалью.
Крышу кроют (толь) – толем.
СЛАЙД 4
Поставьте правильно ударение
Закупорить
Положить
Позвонит
Сверлишь
СЛАЙД 5
Поставьте правильно ударение
Прибыл
Туфля
Торты
Осведомить
СЛАЙД 6
Логичность – способность последовательно и ясно изложить ход событий, факты в их взаимной связи, аргументировано преподнести свою точку зрения. Для дошкольного педагога это особенно важно, поскольку именно в дошкольном возрасте формируются предпосылки словено-логического мышления, закладываются представления о структурных, логических компонентах связного высказывания. Чтобы проверить, на сколько вы владеете логикой, обратимся к известным пословицам и поговоркам.
СЛАЙД 7
Замените предложение пословицей
Учись всю жизнь. - Век живи, век учись.
Не торопись, делай все аккуратно. - Поспешишь, людей насмешишь.
СЛАЙД 8
Замените предложение пословицей
Не болтай. - Держи язык за зубами.
Доводи начатое дело до конца. - Сделал дело — гуляй смело.
СЛАЙД 9
Точность — это употребление слов в соответствии с их лексическим значением.
Логичность и точность - понятия хоть и связанные, но не тождественные. Логичность описывает, как организован текст (части высказывания). А точность - как употреблены слова и словосочетания.
СЛАЙД 10
Исправьте предложения
Он полный невежа в вопросах искусства. - Он полный невежда в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. - Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. - Беседа с детьми подошла к завершающему концу.
СЛАЙД 11
Богатство речи – это умение педагога использовать все языковые единицы речи с целью оптимального выражения информации. Подумайте, бывают ли у вас такие моменты, когда вы не можете подобрать нужное слово? Или, когда вы читаете книгу и встречаете незнакомое слово? Как вы поступаете в этой ситуации? Стремитесь ли вы узнать для себя, что оно означает? Всегда приятно поговорить с начитанным человеком, который поражает собеседника своей богатой и развитой речью. Я хочу познакомить вас с некоторыми необычными на слух словами русского языка. Узнаем, догадаетесь ли вы об их значении.
СЛАЙД 12
Найдите правильный ответ
Пендельтюр- это…
Дверь, качающаяся на петлях, открывающаяся в обе стороны;
Французская карточная игра ХIХ века;
Выступы зубчатой каймы по краям штор и занавесок.
СЛАЙД 13
Найдите правильный ответ
Шапокляк- это…
Складная шляпа-цилиндр на пружинах;
Продолговатая дамская сумочка с защелкой;
Настольный чернильный набор.
СЛАЙД 14
Найдите правильный ответ
Жалейка-это…
Вид крестьянской одежды;
Русский духовой музыкальный инструмент;
Подружка невесты на сербской свадьбе.
СЛАЙД 15
Найдите правильный ответ
Ерундопель-это…
Зверек семейства беличьих;
Несерьезный человек;
Салат из икры, рыбы и овощей.
СЛАЙД 16
Чистота. Это качество характеризует речь, свободную от нелитературных элементов: просторечия, диалектизмов, жаргона, сленга, чрезмерного употребления заимствованных слов. Сюда же можно отнести и дикцию. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Она облегчает понимание речи педагога. Деффекты - невнятная, неразборчивая речь, небрежное произнесение окончаний слов «проглатывание», гнусавость.
СЛАЙД 17
Исправьте ошибки
чо – что
ихние – их
нету – нет
оделися – оделись
евоный – его
СЛАЙД 18
Проговорите скороговорку
1. Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
2. С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши — и во ржи не души.
СЛАЙД 19
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.
СЛАЙД 20
Произнесите фразу с разными интонациями.
Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно).
Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
СЛАЙД 21
Уместность, то есть соответствие той ситуации, в которой речь произносится.
СЛАЙД 22
Назовите режимный момент, которому соответствуют потешки
1. От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
2. Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
СЛАЙД 23
Назовите режимный момент, которому соответствуют потешки
3. Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
4. Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
СЛАЙД 24
Ну что ж, вот и закончилась наша деловая игра по формированию правильной и грамотной речи. Надеюсь, что вы пополнили свой багаж знаний и умений дополнительной нужной информацией. Думаю, вы согласитесь с выводом о том, что педагог с низкой культурой речи не сможет обеспечить полноценное речевое развитие своим воспитанникам. В общении с таким педагогом дети не смогут освоить все богатство русского языка, картину мира, созданную русским народом, заложенные в языке нравственные ценности. Но я очень надеюсь, что это не про нас с вами. Спасибо за внимание.
СЛАЙД 25
Спасибо за внимание!