Никитина Лариса
Практика проведения сюжетно-ролевых игр в старших группах ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Делимся опытом
Практика проведения сюжетно-ролевых игр в старших группах ДОО
Особенность проведения игр с детьми 5–6 лет — в побуждении быть максимально самостоятельными:
Дети быстро включаются в игру, охотно подготавливают пространство. При необходимости делают постройки из мебели или мягких блоков (строят крепость, космический корабль, парусник).
Публикация «Практика проведения сюжетно-ролевых игр в старших группах ДОО» размещена в разделах
Воспитатель не подготавливает атрибуты. Предметы для игр хранятся по темам в контейнерах, ящиках. Дети выбирают нужное по замыслу из имеющихся атрибутов. Кроме того, старших дошкольников следует поощрять в желании самостоятельно изготовить что-то для игры: вырезать мечи из картона, подписать указатели, сделать бейджики, например.
Воспитанники распределяют между собой роли, договариваются о дополнительных ролях для каждого, обсуждают варианты сюжета. То есть играть по модели «смысловой куст» дети шестого года жизни могут без участия педагога.
Воспитатель является активным наблюдателем игры. В действия воспитанников он вмешивается только в случае невозможности разрешить конфликтную ситуацию самими детьми (помогает найти выход из спора, улаживает ссору). Если наблюдается угасание интереса в процессе игры, педагог предлагает неожиданный поворот сюжета.
Дети играют в кладоискателей в песочнице. Они быстро раскопали заранее спрятанные сокровища, проиграли сюжет с походной кухней, и становится скучно. Воспитатель предлагает ситуацию: к кладоискателям приходят песочные человечки и просят вернуть им сокровища. Что последует дальше? Возврат клада и знакомство со страной песочных человечков или бегство с сокровищами и погоня?
Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне, а также на прогулке. Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру творческих занятий. В этом случае игра помогает пробудить фантазию, вообразить то, что предстоит нарисовать или слепить. Воспитатель озвучивает цель и план игры, по которому будут действовать ребята, указывает, на что нужно обратить внимание.
На занятии по изодеятельности «Космическое приключение» воспитатель предлагает детям разыграть сюжет : их отобрали в команду, которая отправляется к Млечному пути. По условиям ребята создают из модулей космолёт. Во время полёта они могут надеть скафандр и выйти в открытый космос, чтобы увидеть космические пейзажи. Дети в «скафандрах» подходят к интерактивной доске, на которую проецируется видеоролик про Млечный Путь.
Сюжетно-ролевая игра выступает инструментом развития речи. В старшей группе занятия направлены на развитие монологической речи, формирование способности выдвигать предположения, доказывать своё мнение, дискутировать. Эти умения отрабатываются в сюжетно-ролевых сценках :
«На экскурсии» : экскурсовод рассказывает о знакомом объекте, посетители задают вопросы.
«Лаборатория» : исследователи выдвигают предположения для экспериментов.
«Детективное агентство» : потерпевший придумывает проблемную ситуацию, детектив находит логические объяснения.
Таблица 1
Картотека сюжетно-ролевых игр
Виды игр Темы
Бытовые • «Зоопарк» : прогулка с ребёнком в зоопарк (сюжет про работников зоопарка относится к деловым играм);
• «Кухня»;
• «Путешествие по городу»/«Прогулка»/«День города»;
• «Рыбалка»;
• «Семья» : сюжеты с семейными праздниками, новосельем, ремонтом, встречей гостей;
• «Семейное путешествие» (на корабле, поезде, машине, самолёте);
• «Стройка дачного дома» : строительством и обустройством занимаются члены семьи;
• «Ферма» : сюжеты с посадкой семян, выращиванием овощей и фруктов, уходом за домашними животными.
Деловые • «Автобус» : исполнение различных дополнительных ролей при основных (водитель и пассажиры);
• «Автосервис», «Автозаправка», «Гараж»;
• «Автошкола»;
• «Аптечный пункт»;
• «Ателье»;
• «Банк»;
• «Библиотека»;
• «Больница»/«Медицинский центр»/«Поликлиника», «Дежурный доктор», «Призывная комиссия»;
• «Ветеринарный центр»;
• «Завод»/«Фабрика»;
• «ГИБДД»;
• «Журналисты», «Фотокорреспондент»;
• «Кафе»/«Ресторан»/«Столовая», «Повара»;
• «Магазин» (продуктовый, овощной, книжный, универсальный, игрушек, «Супермаркет», «Булочная»;
• «Моряки»/«Пароход»;
• «Музей»;
• «Отель», «Санаторий»;
• «Парикмахерская»/«Салон красоты»;
• «Почта»/«Почтальон»;
• «Строители»;
• «Телевидение»;
• «Цирк»;
• «Шахтёры»;
• «Школа»;
• «Шофёры»/«Лётчики».
Творческие • «Снимаем кино» : режиссёрская игра с драматизацией знакомой сказки;
• «Театр» (кукольный, теневой, музыкальный) : игра творческая, поскольку на импровизированной сцене участники игры разыгрывают представление;
• «Ярмарка» : имитация народных гуляний с исполнением песен, танцев, частушек.
Героико-патриотические • «Полиция»;«Пожарные»;«Разведчики»;«Спасатели», «МЧС».
Временной план игры в старшей группе
Если приравнять сюжетно-ролевую игру к обучающей форме занятия с детьми, то её длительность в старшей группе, согласно нормам САНПИН, составит не более 25 минут. Структура игры состоит из 3 этапов:
-Начало: создание мотивации к игре, обсуждение сюжета, распределение ролей, выбор атрибутов.
-Основная часть: собственно игровая деятельность.
-Рефлексия: высказывание впечатлений от игры, пожелания воспитанников.
Для самостоятельной игровой деятельности на прогулке допускается длительность в 30–40 минут. Если игра является элементом занятия, то её длительность будет относительно короткой — примерно 8 минут, то есть дети проиграют один из вариантов сюжета, небольшую сценку.
Таблица 2
Примеры временного плана игр
Название игры Начало Основная часть Рефлексия
«Путешествие на самолёте» Просмотр видеоролика, распределение ролей, обсуждение сюжета.
3–4 минуты. 20 минут. 1 минута.
Сюжетно-ролевая игра на прогулке «Спасатели» Воспитатель демонстрирует детям выносной материал (каски спасателей, огнетушители и другие инструменты) и спрашивает, в представителей какой профессии они перевоплотятся сегодня. (В спасателей).
Дети наряжаются, придумывают сюжеты для игры.
3–4 минуты. 30–35 минут. 1–2 минуты.
«Поход в театр» на речевом занятии по сказке «Три поросёнка» Воспитатель раздаёт детям перчаточные куклы сказочных персонажей, предлагает сыграть в «Театр».
1 минута. Зрители проходят в зал по билетам. На сцене разыгрывают эпизод «Волк дует на домики поросят».
7 минут. 1 минута.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Сейчас все бытовые приборы и техническое оборудование представлены в виде имитаций в магазине игрушек. Это замечательно, ведь детей привлекают функциональные игрушки: с кнопками, лампочками, звуковыми сигналами. Однако взрослым следует помнить, что детство — уникальное время, когда автомобилем может стать диванная подушка, печенье для кукольного чаепития заменяют лепёшки из пластилина или вырезанные картонки.
Развивающая функция сюжетно-ролевой игры — благоприятные условия для проявления фантазии ребёнка. Сейчас он представляет себя кем угодно и сделать может всё. Детям для увлекательной игры не требуется дорогостоящее оборудование. Обращаться с техникой они научатся в реальной жизни (они уже умеют многое, а воображения необходимо развивать в игровых сюжетах.
В играх дети подражают действиям взрослых, поэтому им нравятся игрушки-копии. Эти атрибуты функциональны: микроволновая печь издаёт сигнал готовности блюда, телефон звонит, на кассе при помощи калькулятора легко посчитать стоимость покупок. Готовых наборов для игр не должно быть много. С их помощью вводят новые сюжеты, создают мотивацию к игре.
Старшие дошкольники знают, что хороша та игра, в которой продуман сюжет и интересны персонажи. Дети самостоятельно сочиняют ситуации и подбирают предметы для игры. Использование самодельных материалов обогащает игровой опыт. Ребё нок понимает: если рыцарю нужен меч — его всегда можно сделать.
Использование реальных предметов и бросового материала стимулирует игровую деятельность. В оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
Пример сюжетно-ролевой игры «Школа».
Задачи:
Расширять знания детей о школе.
Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).
Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.
Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.
Воспитывать справедливые отношения.
Упрочить формы вежливого обращения.
Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.
Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы, завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Предварительная работа: Экскурсия в школу (осмотр школьного здания и пришкольного участка, осмотр класса). Беседа с учительницей 1 класса. Беседа с детьми о проведенной экскурсии. Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям произведений С. Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка». Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга).
Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради) Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.
Итак, игра остаётся основным видом деятельности у старших дошкольников. Разнообразие сюжетов, свободный полёт фантазии, активный обмен репликами — отличительные черты игр детей 5–6 лет. Воспитатель всё реже выступает в качестве партнёра. Он стимулирует и направляет игровую деятельность детей, является активным наблюдателем. Бытовые зарисовки, случаи из жизни профессионалов, невероятные приключения на суше, воде и даже в космосе — сюжетно-ролевая игра отражает детское видение мира в его многогранности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966 – № 6 – С. 16-19.
2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1978. – С. 32-36.
3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М. : Просвещение, 2002. – с. 126-170.
4. Зворыгина Е. Н., Новоселова С. Л. Игра дошкольников / Е. Н. Зворыгина, С. Л. Новоселова. – М. : Просвещение, 1989. – 286 с.
5. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Изд. центр «Академия», 2011. – 176 с.
6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с
7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв. – М., 1983. – С. 303-323
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 96 с