НАДЕЖДА Кокурина
Декоративное рисование в старшей группе «Украсим полотенце национальным узором»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Учить передавать колорит мордовского узора. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к мордовскому изобразительному искусству, любовь к родному краю.
Словарная работа: силуэт
Оборудование: Образец мордовской вышивки на полотенце, карандаши, полоса бумаги 10*20
Методы и приемы: Рассматривание образца вышивки на полотенце, беседа, показ рисования отдельных элементов, самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь, анализ, итог.
Темочки:
Предварительная работа: Знакомство с предметами быта мордовского народа – рубаха (панар, рассматривание узоров на подоле, знакомство с новым элементом морд. вышивки –эс образный элемент
Ход занятия.
- Ребята, скажите в какой стране мы живем? (В Росси).
- А как называется наша республика. Правильно. Мордовия. Столица Мордовии город Саранск.
- Ребята давайте расскажем стихотворение М. Филатовой «Мордовия моя
Республика родная.
Горжусь тобою я,
Красоты восхваляя.
Здесь солнце ярче светит,
Здесь небо голубее
И нет на всей планете
Земли моей роднее.
Леса твои бескрайние,
Озёра светло-синие,
Люблю тебя, Мордовия,
Моя непобедимая.
Ты с Русью благородной
Идёшь одной дорогой
Уж тысячу годов.
В войне и в мире верная,
Земля моя любимая!
Живи, цвети, Мордовия,
В святой Руси ценимая.
- Ребята, понравилось вам стихотворение!
- Ребята, к нам занятие пришла гостья.
(кукла в национальном мордовском костюме)
- Посмотрите, какое у нее красивое платье с красивым орнаментом. В орнаменте всегда отражается характер и культура народа. Поэтому по орнаменту можно определить, к какому народу относится произведение искусства. Как вы думаете, в какой национальный костюм одета наша гостья? (Кукла одета в мордовский национальный костюм).
- Давайте внимательно рассмотрим элементы мордовского орнамента. (воспитатель обращает внимание детей на расставленные карточки с деталями мордовского орнамента). – В мордовском орнаменте присутствуют такие элементы, как «галочки», «кресты», «ромбы», «квадраты с продленными сторонами», так же «восмиконечная звезда», «ступеньки» и многие другие элементы.
- А еще, ребята,есть зигзаг, с-образный узоры.
(Выставляются на доску названые элементы орнамента (карточки)
- Ребята, каждый элемент в мордовском орнаменте имеет свое значение:
- Ромб – символ изобилия, плодородия.
- Зигзаг – символ воды.
- с-образные фигуры символизируют птиц.
- Ребята, как вы думаете, на каких предметах могут встречаться эти элементы орнамента? (На одежде, посуде, игрушках, салфетках, полотенцах)
- Мордовскими узорами украшали, в основном, одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: бог огня – Талава, богиня солнца – Чиава, богиня воды – Ведьава, хранительница леса – Верьява и другие. Украшая свою одежду узорами, люди просили защиту у своих богов.
- Давайте рассмотрим одежду куклы.
- Расцветка мордовской вышивки включает в себя в основном два цвета:
- красный – символизирует любовь, красоту, здоровье,
- черный – нейтральный цвет,
Так же в мордовском орнаменте присутствует белый цвет, который символизирует жизнь, добро и чистоту.
- А сейчас, давайте отдохнем и нарисуем в подарок нашей гостье полотенце с мордовским орнаментом.
Физминутка «Два хлопка»
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Вдох и выдох – улыбнитесь
Потихонечку садитесь.
(Украшение макетов полотенец мордовским узором)
- А теперь давайте пройдем за столы и приступим к украшению полотенец. Узор расположен по краям полотенца.
- Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились полотенца.
Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах? («ромб», «треугольник», «крест»).
- Вы, ребята, все молодцы! Наша гостья осталась очень довольна. Все ваши полотенца получились яркими, красивыми. Всем спасибо!