Оксана Молчанова
Деятельность старшего педагога в организации групп семейного воспитания на базе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность старшего педагога в организации групп семейного воспитания на базе ДОО
Старший воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад № 4
Молчанова Оксана Викторовна
Публикация «Деятельность старшего педагога в организации групп семейного воспитания на базе ДОО» размещена в разделах
Организация группы семейного воспитания на базе дошкольной организации – процесс, требующий подготовительной работы, так как, во-первых, группа семейного воспитания – это многодетная семья, со своим укладом, традициями и взглядами на воспитание детей. С другой стороны – это разновозрастная группа, работа в которой должна строиться в соответствии с требованиями дошкольной организации.
В нашем учреждении методическая работа с группами семейного воспитания строится по четырем направлениям:
• Оказание методической помощи воспитателю группы семейного воспитания;
• Ведение документации;
• Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе семейного воспитания;
• Контроль за деятельностью группы семейного воспитания.
Одно из направлений деятельности старшего воспитателя – это введение в профессию мамы-воспитателя. Основными формами работы в нашем учреждении стали индивидуальные консультации по запросам воспитателей групп семейного воспитания, практические занятия и мастер-классы, совместные с детьми и родителями праздники и развлечения. С этой целью мы организовали детско-родительский клуб «Творческая мастерская». Основной целью клуба является обучение мам-воспитателей основам педагогических и психологических знаний для совершенствования качества воспитательного процесса, а также возможность применения их на практике для воспитания и развития своих детей.
Творческая группа разработала положение о деятельности клуба, план работы по самым актуальным вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад. Встречи нашего клуба проходят один раз в квартал. Тематика встреч включает разнообразные темы: здоровье детей, организация питания, знания по психологии и педагогике. Обязательным пунктом нашей работы являются практические занятия и мастер-классы по теме «Чем занять ребенка дома». Мы даем воспитателям групп семейного воспитания основы специальных педагогических знаний и помогаем понять, что развитие ребенка может проходить и в домашних условиях.
В целях эффективного сопровождения группы семейного воспитания необходимым и обязательным условием является ведение документации. Особенность документации педагога группы семейного воспитания – упрощенность.
Прежде всего, мы исходили из того, что документация воспитателя группы семейного воспитания должна включать в себя все основные структурные компоненты, принятые в базовом учреждении, а это: план работы; модель непосредственно образовательной деятельности, режим дня. Конечно же, творческой группе пришлось потрудиться, максимально упростить и адаптировать всю документацию для начинающего воспитателя. Кроме того, учитывая, что мама-педагог зачастую одна в нескольких лицах, мы постарались создать такой вид документации, чтобы её ведение занимало минимум времени, но отражало истинное положение дел.
Расписание или так называемая модель непосредственно образовательной деятельности – это документ, который составляется старшим воспитателем на основании учета индивидуальных и возрастных особенностей семьи, где создана группа семейного воспитания.
Процесс планирования и самоконтроля педагогической деятельности мамой-воспитателем мы постарались максимально упростить. Для этого разработан и предоставляется воспитателю в виде бланков план работы педагога, где отдельной графой воспитатель может отметить, что получилось, а что наоборот, не получилось. Здесь же мама-воспитатель может вписать кратко какие-либо свои наблюдения, для дальнейшего самостоятельного улучшения педагогического процесса.
Условием, обеспечивающим укрепление здоровья детей, является организация правильного режима дня. Нами разработан режим дня для двух категорий детей: для детей от 1 года до 1,5 лет и от 1,5 лет до 7 лет. Не смотря на то, что, режим должен быть гибким, неизменным остается время, отведенное на прогулку, прием пищи, сон. Каждый день предусмотрено время для чтения художественной литературы.
Для организации работы с детьми воспитателям групп семейного воспитания были разработаны картотеки по разным направлениям работы, буклеты, книги с методическими рекомендациями. В настоящее время педагоги групп семейного воспитания обеспечены методической литературой, картотеками, пособиями для организации занятий в домашних условиях, рабочими тетрадями для детей.
Однако, для обеспечения качества образовательного процесса необходимо было создать развивающую предметно-пространственную среду в группах семейного воспитания, соответствующую ФГОС ДО. Проблема оснащения предметно-развивающей среды заключается в том, что возрастной диапазон детей групп семейного воспитания от 2 месяцев до 7 лет, что влечет за собой увеличение материальных затрат для каждой отдельно взятой группы. Обеспечение игровым материалом, пособиями для занятий мы осуществляем через действие «Мобильной игротеки». Имея необходимый перечень игрового оборудования, мы выстроили систему движения мобильной игротеки между группами детского сада и группами семейного воспитания. Этот метод подойдет любому детскому саду создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую ФГОС ДО с уменьшением затрат в несколько раз.
Организация групп семейного воспитания требует осуществления контроля за деятельностью групп семейного воспитания. Он составлен таким образом, что ответственные сотрудники (заведующая, старший воспитатель, медицинская сестра) посещают каждую семью ежемесячно по очереди.
Однако, в настоящее время мы используем косвенный оперативный контроль, когда информация собирается в процессе бесед с мамой, выводы делаются по результатам консультаций и занятий с детьми (педагога-психолога, и других специалистов дошкольной организации). Доверительный разговор, обсуждение текущих вопросов функционирования структурного подразделения и жизни семьи в целом позволяет собрать достаточно большой объем информации, которая и послужит базой для косвенного оперативного контроля.
Группа семейного воспитания – это структурное подразделений, созданное на базе многих дошкольных организаций. Своевременное и систематическое оказание помощи маме-педагогу – залог успешного функционирования нового структурного подразделения.