КСЕНИЯ АВДЕЕВА
Деятельность психолога ДОУ по коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих нарушения голосовой функции
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройство голоса у педагогов приобретают все большую обеспокоенность в педагогических сообществах, так как отмечается увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов. Подобную тенденцию можно объяснить стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни, ускорением жизненного ритма, увеличением голосовой нагрузки и другими факторами. Естественно, расстройство голоса сказывается и на физическое и на психологическое самочувствие педагога. Поэтому так актуальна в настоящее время проблема расстройства голосовой функции, которая ведет к нарушению эмоционального состояния человека и физическому дискомфорту.
Публикация «Деятельность психолога ДОУ по коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих нарушения голосовой функции» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Психоэмоциональное состояние – особая форма психических состояний человека, с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты[1].
Учеными выявлена связь расстройства голосовой функции с особенностями психоэмоционального состояния[2] :
1) несовершенство дикции связано с отсутствием полной ясности мысли;
2) чрезмерно взрывной характер согласных и слишком выделенная речь часто связаны с недостаточной верой в свои возможности;
3) напряжение челюсти и малая мобильность губ объясняется нерасположенностью человека к общению;
4) отрывистое произнесение гласных звуков имеет причиной то, что в наше время очень немногие способны слышать их мелодичность (иногда это происходит от нежелания проявить свои эмоции);
5) недостаточная длительность воздушного потока, оглушение звонких согласных иногда связано с навязчивым желанием понравиться.
Самостоятельно с такими расстройствами педагогу справиться сложно, поэтому так важна роль психологической службы в образовательных учреждениях. Требуется длительная работа над психоэмоциональным состоянием педагогов, имеющих голосоречевые нарушения. Негативные проявления могут быть успешно преодолены посредством ряда специальных приемов и методов. Одним из эффективных способов, на мой взгляд, является музыкотерапия. У педагогов, особенно, педагогов-дошкольников, наблюдается эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней.
Музыкотерапия – это обширное поле различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с терапевтической целью[7].
Работу с педагогами, имеющими голосовые нарушения, провожу в детском саду как индивидуально, так и групповую (2-5 педагогов). Для восстановления психологического самочувствия достаточно проведения цикла из 10 занятий музыкотерапии. Для регуляции психоэмоционального состояния подобрала пакет классической музыки:
1. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности:
Ф. Ф. Шопен "Мазурка, "Прелюдии", И. Штраус "Вальсы", Ан. Рубинштейн "Мелодии".
2. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к прекрасному миру природы:
И. С. Бах "Контата 2", Л. в. Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3. Для общего успокоения, удовлетворения:
Л. в. Бетховен "Симфония 6", часть 2, И. Брамс "Колыбельная", Ф. П. Шуберт "Аве Мария", Ф. Ф. Шопен "Ноктюрн соль-минор", А. К. Дебюсси "Свет луны".
4. Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми: И. С. Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21", Б. В. Я. Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5, А. Брукнер "Месса ля-минор".
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: В. А. Моцарт "Дон Жуан", Ф. Лист "Венгерская рапсодия" 1, А. И. Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: П. И. Чайковский "Шестая симфония", 3 часть, Л. в. Бетховен "Увертюра Эдмонд", Ф. Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28", Ф. Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:
И. С. Бах "Итальянский концерт", Ф. И. Гайдн "Симфония".
В рамках занятий участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим, либо, напротив, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии[4].
Работая с педагогами, я убедилась, что музыкотерапия – это эффективное средство преодоления негативного психоэмоционального состояния, вызванного расстройством голосовой функции. Однако, в совокупности с музыкотерапией широко применяю и другие методы - упражнения, игры, релаксацию.
Разработанный план работы с группой педагогов, имеющих негативное психоэмоциональное состояние из-за голосоречевых нарушений, рекомендую психологам дошкольных и общеобразовательных учреждений.
План работы с группой педагогов (3 – 5) по урегулированию психоэмоционального состояния.
Цель: достигнуть положительных результатов в психоэмоциональной сфере педагогов, имеющих голосоречевые нарушения.
Задачи: развивать навыки ритмического восприятия; помочь педагогам раскрыть голосоречевые возможности; познакомить с умением расслабляться, проводить релаксацию своего организма.
Условия проведения: «сенсорная комната» или хорошо проветренная комната, наличие ковра на полу, стульев по количеству участников, спокойная обстановка.
Длительность занятия: 20-30 мин
Подготовительный этап
Проводимые мероприятия
Беседа на тему: «Нарушения голосового аппарата»[7], «Связанные с голосоречевыми нарушениями психоэмоциональные расстройства у педагогов»[1;4].
Беседа на тему: «Гигиена голосового аппарата»[4], «Методы профилактики негативного психоэмоционального состояния»[5].
Мастер – класс по гигиене голосового аппарата : психофизическая гимнастика Красносельского Г. И. [3], комплекс утренней гигиенической гимнастики, построенной на принципах китайской системы "ДО – ИН", носовая дыхательная гимнастика
А. И. Савостьянова[6] .
Основной этап
Форма проведения Содержание Цели Примечание
Упражнение
«Творческий полукруг» Стулья в комнате стоят вдоль стен. Вошедшим предлагается присесть. После вопроса психолога : «Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга?» поступает предложение попробовать расставить стулья так, чтобы каждый видел всех своих товарищей и руководителя. Коллективные поиски приводят к верному решению: напротив психолога выстраиваются ровным полукругом стулья участников. Каждый убеждается: «Я вижу всех, все - меня». Задаё тся вопрос: «А точно ли стоит полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями?» Расстояния проверяются, стулья переставляются. При готовности участников к занятию им даются некоторые задания на внимание, например, упражнение «Кто летает?», предлагается поработать над своим настроением «Вспомни самый счастливый день». Развитие внимания, умения сосредоточиться «здесь и сейчас», развитие творческих навыков. Приобретается навык завершённости и целесообразности всего происходящего на творческой площадке
Дыхательное упражнение
"Привет солнцу" Такт 1. Медленный вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.
Такт 2. Сильный выдох на слог «Ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.
Приобретение очистительного и тонизирующего дыхания, интенсивный массаж внутренних органов полости живота – желудка, печени, почек, кишечника Сначала воздух набирается в живот, при этом он выдвигается немного вперед. Затем раздвигаются нижние ребра, и низ живота немного втягивается вовнутрь. Нельзя поднимать плечи. Выдох происходит в обратном порядке.
Игра «Ритмическое эхо» Ведущий занятия дает двух – или трехтактовый ритмический рисунок, который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить. Развитие ритмического восприятия
Вокальное упражнение Распевание любого отрывка знакомой песни стаккато, то есть отрывистое пение, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых связок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы (По методике Д. Е. Огороднова «Методика музыкально-певческого воспитания»). Активизация работы голосовых связок. Полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.
Сеанс музыкотерапии Прослушивание выбранной композиции из пакета предложенных произведений: Л. в. Бетховен «Симфония 6» Психологический массаж По завершении сеанса – беседа о прослушанной мелодии.
Упражнение
«Искусство расслабления» Лечь на спину. Руки положить вдоль туловища, ладонями вверх. Пальцы полусогнуты. Ноги слегка раздвинуты. Голова повернута в сторону. Рот полуоткрыт. С закрытыми глазами, не торопясь, мысленно пройтись по всему телу, начиная от кончиков рук и кончая, к примеру, тонким кишечником. Снятие напряжения всех мышц.
Список литературы
1. Артемьева Т. А. Психология способностей и всестороннее развитие личности//Принцип развития в психологии/ Т. А. Артемьева. – М. ,1978
2. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии/ Л. С. Брусиловский, В. Е. Рожнов. – М. ,1985
3. Красносельский Г. И. Психофизическая гимнастика для лиц пожилого возраста. – М., 1961.
4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия/ В. И. Петрушин. – М. ,1999
5. Собчик Л. Изучение психологических особенностей стандартизированным методом исследования личности/ Л. Собчик. – М. ,1978
6. Савостьянов А. И. 132 упражнения для учителей по развитию голоса и дыхания. – М., 2002.
7. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В. Шушарджан. – М. ,1998