Надежда Викторовна Боярова
Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дефектологическое обследование детей
дошкольного возраста
При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).
Публикация «Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В диагностическом обследовании рассматриваются следующие линии развития:
I. Социальное развитие.
Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и ближайшем окружении
1. Представления о себе и ближайшем окружении
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Как тебя зовут?
2. Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей);
3. Сколько тебе лет?
4. Имена родителей или других родственников.
2. Средства общения ребенка:
• экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.);
• предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.);
• речевые средства общения (высказывания, вопросы).
3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
• устанавливает контакт легко и быстро;
• контакт избирательный;
• контакт формальный;
• не вступает в контакт.
4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:
Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).
5. Особенности характера ребенка:
Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т. д.
6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах) :
Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания – самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
II. Моторное развитие.
В процессе обследования определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание.
В связи с тем, что многие дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, не владеют речью или владеют речью в недостаточном объеме, все задания даются ребенку как в вербальной («Беги!», так и в невербальной форме (показ жестом в сторону предмета, к которому надо бежать, т. е. в ходе обследования педагогу следует использовать указательные жесты или показ..
Если же ребенок легко вступает в контакт со взрослым и охотно сосредотачивает внимание на задании, но не может его выполнить самостоятельно или выполняет неверно, возможно использовать различные виды помощи: показ, подражание, совместные действия. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.
Упражнения, направленные на оценку общей моторики
1. Ходьба:
1. Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».
2. Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик) : «Иди к колокольчику».
3. Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».
4. Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).
2. Бег:
1. Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
2. Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня».
3. Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».
3. Прыжки:
1. Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».
2. Спрыгивание со скамейки (высота 10 см) : «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
3. Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».
4. Ползание, лазание:
1. Ползание на четвереньках: «Проползи через ворота».
2. Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед).
5. Бросание:
1. Бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину».
2. Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики».
Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия, выполняет задание после обучения, результат.
Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.
Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, шкалы Н. И. Озерецкого, а так же с применением следующих тестов:
• Застегивание пуговиц;
• Нанизывание бусин на шнурок;
• Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
• Умение держать карандаш, ведущая рука;
• Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
• Обводка;
• Параллельная штриховка.
III. Конструктивный праксис.
Обследование осуществляется с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, а так же с применением следующих тестов:
• Воспроизведение фигур из палочек;
• «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)
IV. Интеллектуальное развитие
Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.
В данном разделе рассматриваются следующие интеллектуальные функции:
1) Внимание
• Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)
• Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)
2) Память
• Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)
• Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)
3) Мышление
Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, а так же с применением следующих тестов:
• «Четвертый лишний»
• «Найди такой же»
• «Найди отличия»
• «Продолжи ряд»
• «Серия картинок»
• Анализ предмета (выделение его частей)
• Узнавание предмета по словесному описанию
• Составление разрезных картинок
V. Развитие речи
В данном разделе определяется объем пассивного словаря, понимание речи, объем активного словаря (название частей тела, обобщающие понятия, использование предлогов, выявляется уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.
VI. Математические представления
Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.
Задание 1 – «Найди свои домики для фигурок» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребенка
Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.
Задание 2 – «Цветные бабочки» – направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).
Оборудование: цветные карточки – красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.
Задание 3 – «Покажи много, покажи один» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.
Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).
Так же выявляются представления детей о величине, навык сравнения множеств (приложением, наложением, счет в пределах 10, знания цифр и соотнесение их с количеством.
VI. Пространственные и временные представления.
При проведении обследования выявляются следующие представления ребенка:
• Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
• Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
• Ориентировка в направлении движений;
• времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
• дни недели;
• части суток;
VII. Игровая деятельность
Выявляется характер возникновения игры, предпочтение игр, форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми). Отмечается оречевление деятельности, отноношение к правилам, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий, что фиксируется в индивидуальных картах детей (индивидуальная карта ребенка приведена ниже). Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень развития (+, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (v). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (-)
После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития. Подобное же обследование проводится в конце учебного года с целью выявления динамики в развитии ребенка и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и сопровождения ребенка.
Индивидуальная карта ребенка
Имя ребенка___
Показатели развития
Достижения ребенка
На начало года На конец года
I. Социальное развитие.
1. Представления о себе и ближайшем окружении
• Как тебя зовут?
• Сколько тебе лет?
• Имена родителей или других родственников;
2. Средства общения ребенка:
• экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.);
• предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.);
• речевые средства общения (высказывания, вопросы).
3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
• устанавливает контакт легко и быстро;
• контакт избирательный;
• контакт формальный;
• не вступает в контакт.
4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:
• Активен (пассивен);
• не агрессивен (агрессивен) к другим детям;
• преобладающее настроение;
5. Особенности характера ребенка:
6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).
II. Моторное развитие. Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, шкалы Н. И. Озерецкого.
1. Ходьба:
• Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».
• Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик) : «Иди к колокольчику
• Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».
• Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).
2. Бег:
• Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
• не агрессивен (агрессивен) Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня»
• Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».
3. Прыжки:
• Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».
• Спрыгивание со скамейки (высота 10 см) : «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
• Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».
Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.
• Застегивание пуговиц;
• Нанизывание бусин на шнурок;
• Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
• Умение держать карандаш, ведущая рука;
• Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
• Обводка;
• Параллельная штриховка.
III. Конструктивный праксис.
Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева
• Воспроизведение фигур из палочек;
• «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)
IV. Интеллектуальное развитие
Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.
1) Внимание
• Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)
• Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)
2) Память
• Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)
• Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)
3) Мышление
• «Четвертый лишний»
• «Найди такой же»
• «Найди отличия»
• «Продолжи ряд»
• «Серия картинок»
V. Развитие речи
Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. СтребелеваVII. Игровая деятельность
1) Импрессивная речь
• Объём пассивного словаря
• Различение предложно-падежных конструкций
• Понимание словосочетаний и предложений
2) Экспрессивная речь
• Активный словарь (название частей тела, предметов, действий, обобщающие понятия, профессии, подбор определения к слову, синонимы, антонимы).
• Понимание загадок, пословиц, метафор.
• Словоизменение (сущ. мн. ч., косвенные падежи, Род. п. мн. ч., сочет. с числит. 2 и 5, согл прил. с сущ. по родам).
• Словообразование (умен. -ласкат. сущ., детёныши животных, образ. прилагат. от сущ., ответ на вопрос «Чей?»).
• Связная речь (пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок).
VI. Математические представления
• Цвет
• Форма
• Названия величин (большой – маленький, длина-высота- ширина).
• Сериация по величине
• Сравнение множеств (приложением, линиями, сравнение чисел, на сколько больше, меньше).
• Счёт (отвлечённо, конкретно, прямой, обратный).
• Знание цифр, соотнесение их с количеством.
VI. Пространственные и временные представления.
• Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
• Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
• Ориентировка в направлении движений;
• времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
• дни недели;
• части суток;
VII. Игровая деятельность
• характер возникновения игры;
• форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми);
• Ориентировка в направлении движений;
• оречевление деятельности последовательность);
• отноношение к правилам
• характер действий