МААМ-картинки

Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста

Надежда Викторовна Боярова
Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дефектологическое обследование детей

дошкольного возраста

При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).

Публикация «Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В диагностическом обследовании рассматриваются следующие линии развития:

I. Социальное развитие.

Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и ближайшем окружении

1. Представления о себе и ближайшем окружении

Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Как тебя зовут?

2. Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей);

3. Сколько тебе лет?

4. Имена родителей или других родственников.

2. Средства общения ребенка:

• экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.);

• предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.);

• речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

• устанавливает контакт легко и быстро;

• контакт избирательный;

• контакт формальный;

• не вступает в контакт.

4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).

5. Особенности характера ребенка:

Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т. д.

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах) :

Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания – самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

II. Моторное развитие.

В процессе обследования определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание.

В связи с тем, что многие дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, не владеют речью или владеют речью в недостаточном объеме, все задания даются ребенку как в вербальной («Беги!», так и в невербальной форме (показ жестом в сторону предмета, к которому надо бежать, т. е. в ходе обследования педагогу следует использовать указательные жесты или показ..

Если же ребенок легко вступает в контакт со взрослым и охотно сосредотачивает внимание на задании, но не может его выполнить самостоятельно или выполняет неверно, возможно использовать различные виды помощи: показ, подражание, совместные действия. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.

Упражнения, направленные на оценку общей моторики

1. Ходьба:

1. Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».

2. Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик) : «Иди к колокольчику».

3. Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».

4. Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).

2. Бег:

1. Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».

2. Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня».

3. Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».

3. Прыжки:

1. Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».

2. Спрыгивание со скамейки (высота 10 см) : «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).

3. Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».

4. Ползание, лазание:

1. Ползание на четвереньках: «Проползи через ворота».

2. Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед).

5. Бросание:

1. Бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину».

2. Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики».

Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия, выполняет задание после обучения, результат.

Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, шкалы Н. И. Озерецкого, а так же с применением следующих тестов:

• Застегивание пуговиц;

• Нанизывание бусин на шнурок;

• Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;

• Умение держать карандаш, ведущая рука;

• Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);

• Обводка;

• Параллельная штриховка.

III. Конструктивный праксис.

Обследование осуществляется с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

• Воспроизведение фигур из палочек;

«Танграм» (составление по рисунку, по образцу)

IV. Интеллектуальное развитие

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.

В данном разделе рассматриваются следующие интеллектуальные функции:

1) Внимание

• Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)

• Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)

2) Память

• Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)

• Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)

3) Мышление

Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

«Четвертый лишний»

«Найди такой же»

«Найди отличия»

«Продолжи ряд»

«Серия картинок»

• Анализ предмета (выделение его частей)

• Узнавание предмета по словесному описанию

• Составление разрезных картинок

V. Развитие речи

В данном разделе определяется объем пассивного словаря, понимание речи, объем активного словаря (название частей тела, обобщающие понятия, использование предлогов, выявляется уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.

VI. Математические представления

Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.

Задание 1 – «Найди свои домики для фигурок» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребенка

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

Задание 2 – «Цветные бабочки» – направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).

Оборудование: цветные карточки – красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.

Задание 3 – «Покажи много, покажи один» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.

Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).

Так же выявляются представления детей о величине, навык сравнения множеств (приложением, наложением, счет в пределах 10, знания цифр и соотнесение их с количеством.

VI. Пространственные и временные представления.

При проведении обследования выявляются следующие представления ребенка:

• Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);

• Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;

• Ориентировка в направлении движений;

• времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);

• дни недели;

• части суток;

VII. Игровая деятельность

Выявляется характер возникновения игры, предпочтение игр, форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми). Отмечается оречевление деятельности, отноношение к правилам, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий, что фиксируется в индивидуальных картах детей (индивидуальная карта ребенка приведена ниже). Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень развития (+, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (v). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (-)

После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития. Подобное же обследование проводится в конце учебного года с целью выявления динамики в развитии ребенка и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и сопровождения ребенка.

Индивидуальная карта ребенка

Имя ребенка___

Показатели развития

Достижения ребенка

На начало года На конец года

I. Социальное развитие.

1. Представления о себе и ближайшем окружении

• Как тебя зовут?

• Сколько тебе лет?

• Имена родителей или других родственников;

2. Средства общения ребенка:

• экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т. д.);

• предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т. д.);

• речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым:

• устанавливает контакт легко и быстро;

• контакт избирательный;

• контакт формальный;

• не вступает в контакт.

4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

• Активен (пассивен);

• не агрессивен (агрессивен) к другим детям;

• преобладающее настроение;

5. Особенности характера ребенка:

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).

II. Моторное развитие. Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина, шкалы Н. И. Озерецкого.

1. Ходьба:

Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».

• Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик) : «Иди к колокольчику

• Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».

Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).

2. Бег:

Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».

• не агрессивен (агрессивен) Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня»

Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».

3. Прыжки:

Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».

• Спрыгивание со скамейки (высота 10 см) : «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).

• Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».

Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.

• Застегивание пуговиц;

• Нанизывание бусин на шнурок;

• Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;

• Умение держать карандаш, ведущая рука;

• Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);

• Обводка;

• Параллельная штриховка.

III. Конструктивный праксис.

Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева

• Воспроизведение фигур из палочек;

«Танграм» (составление по рисунку, по образцу)

IV. Интеллектуальное развитие

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.

1) Внимание

• Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)

• Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)

2) Память

• Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)

• Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)

3) Мышление

«Четвертый лишний»

«Найди такой же»

«Найди отличия»

«Продолжи ряд»

«Серия картинок»

V. Развитие речи

Используется диагностический материал методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. СтребелеваVII. Игровая деятельность

1) Импрессивная речь

• Объём пассивного словаря

• Различение предложно-падежных конструкций

• Понимание словосочетаний и предложений

2) Экспрессивная речь

• Активный словарь (название частей тела, предметов, действий, обобщающие понятия, профессии, подбор определения к слову, синонимы, антонимы).

• Понимание загадок, пословиц, метафор.

• Словоизменение (сущ. мн. ч., косвенные падежи, Род. п. мн. ч., сочет. с числит. 2 и 5, согл прил. с сущ. по родам).

• Словообразование (умен. -ласкат. сущ., детёныши животных, образ. прилагат. от сущ., ответ на вопрос «Чей?»).

• Связная речь (пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок).

VI. Математические представления

• Цвет

• Форма

• Названия величин (большой – маленький, длина-высота- ширина).

• Сериация по величине

• Сравнение множеств (приложением, линиями, сравнение чисел, на сколько больше, меньше).

• Счёт (отвлечённо, конкретно, прямой, обратный).

• Знание цифр, соотнесение их с количеством.

VI. Пространственные и временные представления.

• Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);

• Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;

• Ориентировка в направлении движений;

• времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);

• дни недели;

• части суток;

VII. Игровая деятельность

• характер возникновения игры;

• форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми);

• Ориентировка в направлении движений;

• оречевление деятельности последовательность);

• отноношение к правилам

• характер действий

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школыАппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей»Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей» СЕНТЯБРЬ. Листьям – Время опадать, Птицам – Время улетать, Грибникам – Блуждать в тумане, Ветру – В трубах завывать. Солнцу – стынуть,.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Загадки «Овощи» для детей дошкольного возрастаЗагадки «Овощи» для детей дошкольного возраста Загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Загадка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2021 в 09:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Викторовна Боярова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД