Диана Равильевна Кремчеева
Дефект смягчения
▼ Скачать + Заказать документы
СИМПТОМАТИКА ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта:
а) полное отсутствие мягких согласных звуковв речи, т. е. постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня — дада Вана;
пять—пат; мясо—масо и ч. п.) :
б) излишнее смягчение (Собака идет домой —
Сябака идеть дямой) ;
в)нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т. е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
3. Симптоматика Дефектов СМЯГЧЕНИЯ
Публикация «Дефект смягчения» размещена в разделах
Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар»
вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к
нёбу. Все случаи относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Поэтому в работе по исправлению дефектов смягчения очень большое и важное место занимает дифференциация твердых и мягких звуков.
4. Коррекция Дефектов СМЯГЧЕНИЯ
Подготовительными упражнениями к постановке смягчения будут упражнения на выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Дефекты смягчения обычно наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки, поэтому встает вопрос, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего
парного звука.
5. Коррекция Дефектов СМЯГЧЕНИЯ
Следует учитывать:
а) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;
б) уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.
Согласные [Т Д Н ]просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что
позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука [Т] к [Т ], [Д] к [Д ], [Н] к [Н ],. Таким образом выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.
6. Коррекция ДефектОВ СМЯГЧЕНИЯ
КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
1 способ. По подражанию.
Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми
фонемами (ПА-ПЯ, МА-МЯ, ФА-ФЯ, АПА-АПЯ, АМААМЯ, АФА-АФЯ и т. п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык
имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу.
Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.
7. Коррекция ДефектОВ СМЯГЧЕНИЯ
1 способ. По подражанию.
Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными
мягкими согласными: ПА-ПЯ, АПА-АПЯ, АП-АПЬ, ТАТЯ, АТА-АТЯ, АТ-АТЬ, МА-МЯ, АМА-АМЯ, ФА-ФЯ, АФААФЯ, АФ-АФЬ и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (ПЯТЬ, КАТЯ, МЯЧ и т. п.).
8. коррекция ДефектОВ СМЯГЧЕНИЯ
2 способ. От гласного [И].
Ребенку предлагают произнести гласный [И], а
затем слог ПИ. При наличии смягчения фонемы [п] в позиции перед гласным [И] надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [ы], в результате чего может получиться
отчетливое [П’], с некоторым придыханием.
9. КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
2 способ. От гласного [И].
Тогда следует перейти к звукосочетанию АПИ, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный
проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание АПЬ. Закрепив полученный таким образом мягкий звук [П’], можно
переходить к открытому слогу ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной (П’___А, а потом сливая их.
Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (М’, Ф’, В’).
10. КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
3 способ. Механический
А) Попросить ребенка положить два чистых пальца (средний и указательный) на язык, ощущается изменение напряжения языка тактильно.
Б) Предложив произносить многократно слоги
АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука [Т] т. е. слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить смягчение звука [Н] - слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.
11. КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
Во время работы со звуками смягчение звука [Т Д Н ] должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, благодаря этому аналогичная работа над другими звуками пройдет
значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность
произношения твердой и мягкой пары всех согласных.
12. ИСПРАВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
По степени легкости постановка смягчения согласных
располагается в следующем порядке: [Т, Д, Н Ф, В, П, Б, М, С, Р, Л] (. Ф. A. Pay.). После автоматизации мягких звуков следует перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Наличие правильного произношения твердых и мягких согласных, а также дифференциация их совершенно необходимы для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (мяч, дядя, об употреблении мягкого знака в конце слога (конь, письмо) и разделительного мягкого знака (бью, вьюга).
13. Вывод
Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их
твердых вариантов. Следует подчеркнуть, что логопедическая работа
проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение. В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.