ирина воронцова
Опыт работы по краеведению с детьми дошкольного возраста «Мой удивительный город — Пушкин»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.
Константин Паустовский
«Мой удивительный город - Пушкин»
Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей родине, к её истории, её прошлому и настоящему».
Публикация «Опыт работы по краеведению с детьми дошкольного возраста „Мой удивительный город — Пушкин“» размещена в разделах
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.
Царское Село – малая столица Российской империи, город дворцов и парков, поэтическая родина, город муз - обладает огромным духовным потенциалом, дает уникальные возможности для эстетического, патриотического воспитания личности дошкольника.
В 2018 году нашему родному городу исполнится 308 лет. За эти годы сформировался особый тип горожанина – царскосёла. Кто он такой? Прежде всего - это человек, знающий свой родной город, любящий его. Это человек, почитающий свой род, ценящий историю и культуру своей родины. Это патриот, стойко переживающий все невзгоды жизни вместе с ним. Это человек, живущий по законам чести и готовый защищать эти законы всеми доступными средствами.
Каждый царскосёл – немножко поэт, немножко художник, немножко музыкант, немножко романтик. И по-другому быть не может, так как он – царскосёл, он житель Города Муз!
Как помочь дошколятам почувствовать, что они не просто сторонние наблюдатели прекрасных садово-парковых ансамблей города, не просто слушатели интересных рассказов об истории, традициях, и культуре прошедших столетий, не просто созерцатели счастливых и трагических событий в жизни известных людей? Они сами все вместе и каждый индивидуально являются частью этого наследия культурно-исторического пространства - Царское Село.
Наблюдения показывают, что традиционные методы (экскурсии, чтение, рассматривание наглядного материала) дают минимальный результат, так как ребенок выполняет функцию пассивного зрителя и слушателя.
Дети отчуждены от самостоятельности выбора способов знакомства с историческим материалом, от оценочного этапа, полученного результата. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка как самостоятельность, активность, творчество, воображение, эмоциональность, произвольность, самореализация, высокое предназначение человека.
Все эти качества, а также знания об истории и культуре, сильные эмоциональные переживания и сопереживания ребенок получает в момент общения с прекрасным.
Общение с прекрасным – это диалог между зрителем и экспонатом. Отсюда возникает триада: ребенок – педагог (родитель, экскурсовод) – экспонат, в которой взрослый играет роль проводника (переводчика).
Важнейшим условием необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации детей в окружающем мире является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом; использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также, личностно-ориентированного и деятельного подхода в образовании. необходимо создавать такие педагогические ситуации, при которых дети старшего дошкольного возраста :
- используя повседневный опыт, знания и умения, делали бы открытия в знакомом городском окружении;
- приобретали знания в поиске ответов на познавательные задания;
- развивали умение «видеть» детали городской среды, самопроизвольно их «расшифровывать», «читать»;
- приобретали «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города.
При таком подходе город станет для детей развивающей средой, благодаря которой царскосёлы в течении всей жизни могут открывать для себя новые памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор, оценивать исторические события.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Как важно – не опоздать.