Гриц Евгения Валерьевна
Цикл занятий по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Гриц Евгения Валерьевна,
учитель - логопед МАДОУ «ДС №3 «Надежда»,
г. Благовещенск, Амурская область
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Занятие 1. Тема: «Зима»
Цель: обобщить знания детей о зиме.
Коррекционно-образовательные задачи: Упражнять в подборе однородных прилагательных и составление предложений с ними, подбирать однокоренные слова, упражнять в составлении предложений из слов.
Публикация «Цикл занятий по теме „Зима“ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал: сюжетные картины по теме.
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
Отгадать загадку:
Она пришла такая снежная, укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы. То тихая, то вихрем кружится.
То ласкова - всем очень нравится. То злющая - за нос кусается.
Она художница прилежная, всё разрисует в царство снежное,
Развесит кружево из инея, такая сказочно красивая.
- Почему вы решили, что это зима.
3. Чтение рассказа В. Архангельского «Летят пушистые снежинки» :
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькают крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть всюду в окружающем нас воздушном пространстве. Весной и летом пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вы знаете, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучики.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он приносит с юга оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.
Животным трудно передвигаться по насту, они режут ноги острой коркой снега.
4. Вопросы по содержанию.
- Как образуются снежинки?
- Почему снег хрустит под ногами?
- Что такое крупа и хлопья? Как они образуются?
5. Игра «Какой? Какие?». Подбор прилагательных к существительным.
снег (какой) - …, снежинки (какие) - … .
6. Игра: «Составь предложение». Составление предложений с однородными определениями.
- Составьте предложения со словом «Снег».
- Составьте предложения со словом «Снежинка».
7. Физминутка.
А сегодня у зимы новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построим из сугроба.
А какой вышины? - Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? – Вот такой ширины.
Посмотрите, потолки ледяные, высокие - превысокие, кружевные.
Мы по лестнице шагаем, выше ноги, топ-топ!
Двери комнат открываем: слева - хлоп! Справа – хлоп!
Ты хозяйке поклонись-ка : «Здравствуй, зима!»
8. Игра "Доскажи словечко". Согласование падежных окончаний:
Тихо, тихо как во сне падает на землю. СНЕГ.
С неба все скользят пушинки - серебристые. СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою, каруселью. СНЕГОВОЮ.
На проселки, на лужок, все снижается. СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной застелил постелью. СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят - все сильнее. СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … СНЕЖКИ.
Снежный ком - на снежный ком, все украсили. СНЕЖКОМ.
Словно в белый пуховик, мы одели. СНЕГОВИК.
Рядом - снежная фигурка - это девочка -. СНЕГУРКА.
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. СНЕГИРИ.
Какие слова вы добавляли? Какая у них общая часть?
9. Игра: «Подбери слова». Подбор существительных к прилагательным. "О чем можно сказать?"
морозный -. , снежный -. , ледяной -. , холодная -. , холодный -. , холодное., холодные. .
10. Игра: «Слова перепутались». Составление предложений из слов:
- снег, белый, на, выпал, земля.
- холодная, наступила, снежная, зима.
- из, дети, горку, снега, сделали.
- дорожки, ребята, от, чистят, снег.
- покрылась, широкая, льдом, речка.
11. Итог занятия.
Занятие 2. Тема: Пересказ рассказа «Зима»
Цель: Активизировать словарь по теме.
Коррекционно-образовательные задачи: Упражнять в образовании прилагательных от существительных, подбирать существительные к глаголам, образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова, упражнять в пересказе текста.
Демонстрационный материал: картины по теме, схемы к рассказу.
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия. Послушайте стихотворение, о каком времени года идет речь?
Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь месяц с именем январь.
Белой вьюги вьётся шаль, весь в снегу пришёл февраль.
3. Игра «Подумай и скажи». Образование прилагательных от существительных.
- Если на улице мороз, то погода какая? – морозная.
(метель, ветер, стужа, ясно, пасмурно, холод).
4. Игра «Подбери слова». Подбор существительных к глаголам.
О чем можно сказать: ударили (что) -. , хрустит -. , бушует -. , замерзли -. , скрипят -. , метут -. , выпал -. , воет -. , завывает -.
5. Игра «Скажи ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- снег - снежок (ветер, метель, холод, лёд, зима, сугроб, мороз, снежный ком, снеговик).
6. Физминутка. Координация речи с движением «Первый снег»
За окошком первый снег, начала зима разбег.
На карнизе льдинки, а вокруг снежинки.
Во дворе они кружатся, мягко на асфальт ложатся.
Скоро всё здесь заметёт, к нам зима уже идёт.
Завтра мы наверняка сделаем снеговика.
И в снежки мы поиграем, жаль, что первый снег растает.
7. Чтение рассказа о зиме.
Пришла зима с глубокими снегами, трескучими морозами, вьюгами. Часто идет снег. Он белый, рассыпчатый, пушистый, хрустящий. Когда нет ветра, снег падает медленно, ровно покрывает землю. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя у различных преград высокие сугробы.
Лес утонул в снегу. Деревья стоят голые, только хвойные зеленеют.
Ручьи, реки, озера скованны льдом. Он прозрачный, хрупкий, гладкий, блестящий.
Трудно зимой птицам и животным. Птицы летят поближе к человеку. Люди вешают кормушки и кормят птиц. Звери холода не боятся, от стужи спасает густая шерсть. С наступлением зимы люди тоже одеваются тепло.
8. Вопросы по тексту:
- Какая пришла зима?
- Как идет снег, когда нет ветра?
- Что происходит, когда во время снегопада подует ветер?
- Что на реках и озёрах зимой?
- Как живётся животным и птицам?
9. Повторное чтение рассказа.
10. Пересказ текста детьми по цепочке, по частям.
11. Итог занятия.
Занятие 3. Тема: Зимующие птицы
Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах.
Коррекционно-образовательные задачи: упражнять в подборе прилагательных и антонимов, в выборе слов-действий; закреплять навык правильного употребления предлогов и приставочных глаголов в предложениях.
Демонстрационный материал: сюжетные и предметные картины по теме, картина «Кормушка».
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
- Птички на деревья сели, посчитай-ка: раз, два, три.
На зимовку прилетели с красной грудкой. (снегири).
- Два огромных страшных глаза, кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу, коль заухает. (сова).
-Тук-тук-тук с утра весь день. как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?— Тук-тук-тук, — в ответ нам. (дятел).
- Серый маленький комочек, чик-чирик! — замёрз он очень!
Солнце, выгляни скорей, ждёт тебя наш. (воробей).
- Кар-кар-кар! — кричит плутовка. Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы очень любит эта птица!
- И она вам всем знакома, как зовут ее?. (Ворона).
- К нам зимой в окно стучится желтогрудая … (синица).
- Не дают учить уроки, целый день трещат … (сороки).
- О ком мы сегодня будем говорить?
3. Беседа о зимующих птицах.
- С наступлением холодов многие птицы улетают на юг. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Для снегирей, наши края и есть "теплые края", летом они живут гораздо севернее. Узнать зимой этих птиц легко по красной грудке, голубовато-серой спинке. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших краях. (Рябиной). Весной снегири возвращаются домой, для выведения птенцов.
- Воробей маленькая птичка. У него серо-коричневое оперение, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Он - шустрый, быстрый, драчливый, ловкий. Если воробей нахохлился, то завтра жди сильных морозов.
- Назовите еще зимующих птиц, почему их так называют.
4. Игра «Какие птицы?». Закрепление умения подбирать прилагательные к существительному «птицы».
Если суетятся, то птицы (какие) – суетливые (умные, зоркие, удалые, шустрые, юркие, боевые, ловкие, быстрые, шумные).
5. Игра "Скажи наоборот".
У воробья туловище мелкое, а у вороны -. .
У вороны клюв большой, а у воробья -. .
У воробья хвост короткий, а у сороки -. .
У воробья лапки тонкие, а у вороны -. .
Ворона сильная, а воробей - … .
6. Физминутка.
Мы - зимующие птицы, часто мёрзнем в холода,
Не найти зимой нам быстро зёрен, крошки, семена.
Птичье горло замерзает, мы не можем больше петь.
Птичьи крылья замерзают – мы не можем улететь.
Птичьи лапы замерзают – очень холодно стоять.
Птичий клювик замерзает – мы не можем им клевать.
Посмотрите ка, ребята нам насыпали зерно!
Им – огромное спасибо! Очень вкусное оно!
7. Игра «Найди птичку». Закрепление навыка правильного употребления предлогов по картине "Кормушка".
- Где сидит синица? (воробей, ворона, сорока, снегирь).
8. Игра «Птицы». Упражнение на координацию речи с движениями :
Работа с приставочными глаголами.
Птицы могут летать высоко, пролетать над озерами синими.
Улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми.
Облетать они могут лес, залетать за башни высокие.
Подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.
- Что могут делать птицы?
9. Итог занятия.
Занятие 4. Тема: Зимующие птицы. Пересказ текста
Цель: Активизировать словарь по теме.
Коррекционно-образовательные задачи: Упражнять в образовании сложных прилагательных, закреплять приставочные глаголы, упражнять в пересказе текста.
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
- Назовите зимующих птиц, почему их так называют?
- Как можно помочь птицам зимой?
3. Игра "Доскажи словечко". Закрепление умения правильного употребления предлогов.
Синица с елки (что сделала) -. (улетела). Синица в кормушку -. , вокруг кормушки -. . С ветки на ветку -. , синица в дупло -. . Синица над лесом -. .
4. Игра «Скажи правильно». Образование сложных прилагательных.
У сороки белые бока (сорока какая) -. , у снегиря красная грудка -. , у воробья короткие лапы -, у вороны длинный клюв -. , у дятла красная голова -. , у синицы желтая грудка - … .
5. Чтение рассказа.
"Тинь-тинь-тинь,- слышится ранним утром во дворе. - Тинь-тинь-тинь".
Маленькая синичка, словно пушистый шарик, перескакивает с ветки на ветку. Ее черные, как бусинки глаза, внимательно оглядывают все вокруг. Вот она заметила на снегу разные корочки, крошки хлеба, которые выкинули со стола. Синичка мигом слетела вниз, схватила хлебную корочку и вспорхнула обратно на ветку. Тут она прижала добычу лапками к сучку и принялась ее клевать.
Зимой синички всегда поближе к человеку держатся, потому что дети и взрослые вешают кормушки и подкармливают птиц. И в селах, и даже в больших городах их постоянно в эту пору можно увидеть. А как только наступит весна, тут синички по лесам, по садам разлетятся, примутся за разными букашками, червяками охотятся. Весною они всюду себе еду находят.
6. Вопросы по тексту.
7. Физминутка.
Мы - зимующие птицы, часто мёрзнем в холода,
Не найти зимой нам быстро зёрен, крошки, семена.
Птичье горло замерзает, мы не можем больше петь.
Птичьи крылья замерзают – мы не можем улететь.
Птичьи лапы замерзают – очень холодно стоять.
Птичий клювик замерзает – мы не можем им клевать.
Посмотрите ка, ребята нам насыпали зерно!
Им – огромное спасибо! Очень вкусное оно!
8. Повторное чтение текста.
9. Пересказ текста детьми:
- по частям,
- целиком.
10. Проблемные вопросы:
- почему так называют - поползень (кормушка, птицелов?
11. Итог занятия.