Мария Смелая
Цикл занятий «Осени пёстрый карнавал» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СЕРИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ОСЕНИ ПЁСТРЫЙ КАРНАВАЛ» :
1. «Снова осень в гости к нам» (экскурсия в парк)
2.«Осенью не потопаешь – зимой не полопаешь» (практическое занятие)
3.«Лес, словно терем расписной!» (интегрированное занятие)
Смелая Мария Ивановна – воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ №22 п. Кавалерово Приморского края
Публикация «Цикл занятий „Осени пёстрый карнавал“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
I. «Снова осень в гости к нам»
(экскурсия в парк)
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление правильной артикуляции, произношения и дифференциации звуков С – Ш; упражнение в определении места данных звуков в слове.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи. Показать красоту осенней природы, стимулировать желание беречь её и гордиться, что мы живём в таком замечательном крае. Расширять и закреплять знания об осени, как времени года. Формировать навыки самостоятельности и инициативности. Закреплять знания правил безопасного поведения во время экскурсии. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Способствовать хорошему настроению и положительному восприятию окружающего мира.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулках. Беседа у календаря природы и плаката «Круглый год». Подготовка к «Проводам осени» на занятиях музыкой…
ХОД. 1. В парке предоставить возможность несколько минут самостоятельно осмотреться вокруг и пообщаться с природой. Предложить детям, рассевшимся на скамейках, закрыть глаза и послушать звуки осени. Послушать несколько ответов детей на вопрос «Что вы слышите?» -развивать умение детей выделять нужные звуки из общего шума. (работа над звукопроизношением С-Ш)
2. Прочитать детям стихотворение «Озорники» Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
В. О каком дожде идёт речь? – РАССУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ. Давайте все вместе потанцуем с дождем из листиков! – ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ ТАНЕЦ ПОД ЛИСТОПАДОМ.
3. В. Всегда ли осень будет такой теплой и разноцветной?- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Беседу надо построить так, чтобы дети назвали три стадии осени : ранняя, средняя и поздняя, закрепить с ними основные признаки этих стадий и осенние месяцы. РАННЯЯ - тепло, как летом; желтых листьев мало; цветут цветы, летают насекомые. СРЕДНЯЯ - по утрам заморозки, а днем тепло; цветы пожухли; активный листопад; стали теплее одеваться, птицы улетают на юг… ПОЗДНЯЯ (предзимье) – листья все облетели и стали коричневые; дожди с переходом в снегопад; холодно даже днем… П/И БЕЗ СЛОВ «ИЗОБРАЗИТЕ РАННЮЮ (ПОЗДНЮЮ, СРЕДНЮЮ) ОСЕНЬ» (дети, с помощью характерных признаков, изображают осень).
В. Ребята, давайте поиграем. ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ПРОГУЛКА ОСЕНЬЮ». Выделяем голосом звуки С – Ш.
Осень. мы гулять идем. (шагают по листьям)
Листья сыплются дождем, («подбрасывают» листья вверех)
Под ногами шелестят (трут ладонями друг о друга в такт ходьбе)
И шуршат, шуршат, шуршат. (постепенно убыстряя темп)
Ветер листья поднимает. (поднимают и опускают руки)
И под ноги опускает. (сряхивают руки вниз)
Гонит ветер нас долой - (кружатся на месте)
Отправляемся домой. (просто шагают)
4. В. Внимательно рассмотрите деревья в парке и назовите самое зеленое (желтое, разноцветное) – закрепление названий деревьев… -ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. В названии каких деревьев встречаются звуки С-Ш? - ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (осина, сосна, сирень). Определите местонахождение этих звуков в словах. –ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
5. В. Приглашаю вас в благодарность этому замечательному осеннему дню спеть песню. (образовать хоровод вокруг дерева) ПЕСНЯ «Листопад» муз. сл.
6. В. Прощаясь с парком, давайте походим по листьям, проговаривая чистоговорку: ЛиСтья оСенью ШурШат, БукаШки СпрятатьСя спеШат. (голосом выделяем звуки С-Ш)
7. Собрать красивые осенние листья, чтобы использовать их на занятиях по изодеятельности.
II. «Осенью не потопаешь – зимой не полопаешь» (практическое занятие)
Задачи. 1. Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. 2. Способствовать закреплению умениям устанавливать связь между признаками в природе и трудом людей. 3. Формировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения. 4. Уточнять и закреплять предметный словарь по лексической теме «Осень» ; согласование существительного с прилагательным и глаголом. 5. Обогащать словарный запас детей существительными (заготовка, шинковка, засолка, тузлук, специи, глаголами (шинковать, квасить, консервировать, прилагательными (маринованный квашенная, консервированный). 6. Содействовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления. 7. Продолжать воспитывать уважительное отношение детей к традициям родного народа.
Материалы и оборудование. Свежие овощи и зелень, соль, вода, ёмкости для засолки, шинковка, разделочные доски, клеёнчатые фартуки детям, муляжи овощей, игрушечная посуда.
Занятие проходит в «русской избе» детсада. Дети и взрослые одеты в стилизованные русские костюмы.
ХОД.
Дети с воспитателем приходят в «избу», где их встречает хозяйка (повар д/сада) –Принимай гостей, хозяйка. Мы пришли к вам, чтобы на деле убедиться в поговорке «Осенью не потопаешь – зимой не полопаешь».
Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место (хозяйка показывает куда садиться). Проходите, мои помощники, и будьте как дома. Как хорошо, что вы пришли! У меня такое горе – кто-то заколдовал мои овощи и посуду (показывает на стол с муляжами овощей и игрушечной посудой) и записку оставил (читает) «Превратить муляжи в овощи смогут те, кто покажут свои знания и выполнят следующие задания (показывает листочки в виде помидора, огурца, моркови, осеннего листика, квадрата) Вы мне поможете?
Дети: Да!
Х. Как хорошо! Я уже боялась, что все наши дети останутся на зиму без борща, без рассольника, да без помидорника. Вы знаете такие блюда?
Д. Да!
Х. Я посижу, отдохну, а задания вам Мария Ивановна прочитает (отдает листочки с заданиями воспитателю).
М. И. показывает осенний лист и читает : «Задание №1. Расскажите стихотворение об осени, её дарах и заготовках на зиму и тогда посуда станет большой». Д. Мы знаем стихотворение «Праздник урожая»
Праздник урожая.
Татьяна Бокова.
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
(рассказывают по частям несколько детей)
Х. Ой! Посмотрите! Моя посуда снова стала большой! ( дети называют : ТАЗ, ШИНКОВКА, КАСТРЮЛЯ, РАЗДЕЛОЧНАЯ ДОСКА).
М. И. показывает лист - огурец и читает: «Задание №2. Покажите без слов как вырастить огурцы». Дети встают так, чтобы не мешать друг другу и показывают этапы: 1. Вскапываем землю. 2. Делаем лунки. 3. Сеем семена. 4. Поливаем. 5. Рыхлим землю. 6. Удаляем сорняки. 7. Рост растения. 8. Какого размера огурцы будем срывать. 9. Собираем урожай. (ХОЗЯЙКА ПОКАЗЫВАЕТ ТАЗ С ОГУРЦАМИ) Д. Огурец – это овощ, похожий на цилиндр зеленого цвета с пупырышками.
М. И. показывает лист-помидор и читает: «Задание №3. Как правильно называется помидор? Какого цвета бывает этот овощ?» Д. Правильное название помидора – ТОМАТ. Они бывают красными, желтыми, оранжевыми и розовыми. (ХОЗЯЙКА ВЫСТАВЛЯЕТ НА СТОЛ ТАЗ С РАЗНОЦВЕТНЫМИ ПОМИДОРАМИ)
М. И. показывает квадратный лист: «Этот лист сюрпризный. Отгадайте загадку: «Круглолица, белолица, Любит вдоволь пить водицы. У неё листочки с хрустом, а зовут её … Д. КАПУСТА! М. И. продолжает читать: «Ещё хочу, чтобы вы показали какую-нибудь игру про капусту». Давайте вспомним нашу пальчиковую игру «Засолка капусты» Дети встают вокруг стола: Тук! Тук! Тук! Тук! (ребром ладони стучат по столу) Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили (хватательные движения) Перетёрли (ладонь об ладонь) Посолили (большой палец трется об указательный и средний) И набили плотно кадку (кулаки об стол) Всё теперь у нас в порядке (хлопаем в ладоши). Хозяйка выставляет таз с нашинкованной капустой.
М. И. показывает лист-морковь и читает: «Задание № 4 Посоревнуйтесь в приготовлении овощных блюд: борщ, рассольник, помидорник». Игра-эстафета между 3-мя командами по приготовлению блюда (использовать муляжи овощей). Хозяйка выставляет на стол таз с тертой морковью, благодарит ребят за их знания, сноровку и приглашает в хоровод.
Песня: 1. Хрустят морковкой ловко
И взрослые, и дети.
Капуста и морковка
Вкусней всего на свете!
Припев:
Овощи важно есть:
В них витамины есть!
2. Ребята очень рады
Бывают шоколаду,
А я считаю вкусным
Морковку и капусту!
Припев.
Практическая часть: «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ» - I подгруппа. «ЗАСОЛКА ПОМИДОРОВ И ОГУРЦОВ» - II подгруппа
ПРОЩАНИЕ С ХОЗЯЙКОЙ ИЗБЫ.
3. С веселым звонким хрустом
Могу без остановки
Я съесть вагон капусты
И сто пудов морковки!
Припев.
4. Покушать торопитесь
Морковку и капусту.
И сами убедитесь,
Что это очень вкусно!
Припев.
III. «Лес, точно терем расписной…» (интегрированное занятие)
Задачи. Уточнить знания и представления детей о сезонных изменениях в природе; закрепить названия осенних месяцев. Продолжать учить детей составлять предложения на основе знаний и впечатлений, полученных ранее. Формировать навыки грамматически и фонетически правильного построения речи детей. Развивать навык текущего контроля за построением развернутого высказывания. Упражнять в подборе прилагательных, глаголов к существительным «лес», «осень» и освоении способов вычленения из предложения слова, звука. Учить детей понимать рифмованную речь и стилистические обороты, использованные в стихотворении. Закреплять знания об осени через рисование, используя приём «Цветные пятна». Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику во время рисования акварелью и выполнения упражнений с мячом. Воспитывать интерес к природе родного края, желание беречь её красоту и неповторимость.
Материал. Аудиозапись А. Вивальди «Осень», иллюстрации городских и сельских пейзажей осенью, небольшие картинки осенних деревьев и леса, мяч, акварельные краски, кисти, палитра, восковые мелки, листы бумаги.
Предварительная работа. Экскурсия в осенний парк. Просматривание на DVD фотослайдов «Осень в Кавалерово». Рассматривание гербария «Палитра осенних листьев». Поход в картинную галерею на выставку работ С. Чурсина «Приморье осенью дышало». Наблюдения на прогулках за временными изменениями леса на соседней сопке.
Ход занятия.
Организационный момент. Игра в кругу с мячом «Всё про осень» (воспитатель задаёт вопрос, кидает мяч ребенку, тот отвечает) – это разминка и настрой на занятие. Дети садятся на свои места.
Фоном звучит музыка А. Вивальди «Осень» I часть. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Основная часть. - Вы прослушали стихотворение Ивана Бунина. Вы догадались, о чём мы будем говорить? - О разноцветном лесе в начале осени. – С чем поэт сравнивает лес? – С расписным сказочным теремом, потому что он разноцветный. – Какие цвета называются в произведении? – Желтый, золотой, багряный, лиловый, голубой, синий. – Осень наступает внезапно или постепенно? - Постепенно, каждый день происходят изменения в природе. – И называется эта часть осени… – Ранняя осень.
Игра «Угадай дерево» - выходят дети, у кого в одежде преобладает жёлтый, оранжевый, красный, бордовый, зеленый цвет. Остальные называют деревья, у которых крона подобного цвета: береза – желтая, дуб – оранжевый и красный, клен – бордовый, ель (кедр, пихта) – зелёная…
Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики: (дети стоят в проходе у своего стола)
Мы строгали, мы строгали (имитируют движения рубанком)
Доски гладенькими стали. (гладят себя по ногам)
Мы пилили, мы пилили, («пилят» одну-другую руку)
Чтобы ровными все были. (гладят себе руки)
Мы сложили их рядком, (движения руками)
Прибивали молотком, (имитируют забивание гвоздей)
Получился птичий дом. («крыша» над головой)
Мы на улицу идем, (шагают на месте)
Высоко его прибьем. (тянутся вверх)
Чтобы птички залетали, (машут руками-крыльями)
А котята не достали. (машут головой и рукой из стороны в сторону)
Рисование на тему «Лес, точно терем расписной…»
- Приступаем к второй части занятия. Если мы посмотрим на нашу сопку, то увидим, что лес похож на… - Разноцветные пятна. – Используя приём рисования разноцветными пятнами, вы сейчас нарисуете осенний лес. Он должен быть похож на лес из стихотворения Ивана Бунина.
Дети покрывают весь лист цветными пятнами, характерными для осеннего леса. Стволы, ветви, небо и почву прорисовывают восковыми мелками нужного цвета. В последнюю очередь прорисовывают берёзовые стволы белой краской.
Работа Ильницкой Лизы. Она полностью выполнена акварелью.
Упражнение «Какая же ты, осень?» 1. Дети передают мяч по кругу, называют прилагательные-признаки слов по заданию воспитателя: ОСЕНЬ, ЛЕС… 2. Пустив мяч в обратном направлении, ребятам предлагают образовать множественное число: Дождь идет -. (дожди идут). Лист падает-. (листья падают). Цветок вянет -. (цветы вянут). Птица улетает -. (птицы улетают). Ветер дует -. (ветры дуют) и т. д. Подведением итога занятия. - Покажите свой рисунок и одним предложением скажите, что на нём. Предложение должно начинаться так: Я НАРИСОВАЛ, Я ИЗОБРАЗИЛ, НА МОЕМ РИСУНКЕ… - Я нарисовал лес ранней осенью. – На моём рисунке осень теплая и солнечная. – Я изобразил осенний лес на сопке возле детсада. – Я захотел нарисовать одни желтые берёзки. … Из детских работ оформить выставку в раздевалке. Вечером каждый ребенок расскажет родителям, что, зачем и почему он нарисовал.