Получи документы

Цикл тренингов по теме «На пороге школы»

ЛЮДМИЛА МОИСЕЕВА
Цикл тренингов по теме «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цикл тренингов по теме «На пороге школы»

Блок №2.

Цель: профилактика дисгармоничных отношений в семье и формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком.

Задачи:

1. Научить устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении.

2. Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.

3. Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.

4. Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

Публикация «Цикл тренингов по теме „На пороге школы“» размещена в разделах

Тренинг №1.

Цель: формирование навыка установления теплых и доверительных отношений, умения оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.

Оборудование: клубок ниток, проигрыватель, запись веселой музыки, стулья, шарфики и платки, плотная бумага формата А4, карандаши, фломастеры.

Время проведения: 1,5 часа

Ход тренинга.

Упражнение №1 “Паутинка”.

Цель: знакомство участников тренинга друг с другом.

В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому- нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе, для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:

• Какая твоя мама?

• Что она любит делать?

• Что ей нравится, что ей не нравится?

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”.

Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т. д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

Упражнение №2 «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие эмоционального напряжения, настройка участников на дальнейшую работу.

Участники тренинга свободно двигаются по комнате под веселую музыку. Педагог -психолог предлагает им поздороваться плечиками, носами, руками, пятками и т. д.

Упражнение №3 «Слепой и поводырь».

Цель: развитие навыка доверия окружающим, проявления заботы о ближнем.

Участники разбиваются на пары. Важно, чтобы в пара состояла из взрослого и ребенка.

Один участник будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.

Ведущий расставляет в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее, оберегая его от столкновений с различными препятствиями.

После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми, то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

Упражнение №4 «Мама и ребенок»

Цель: развитие навыка доверия окружающим, проявления заботы о ближнем.

Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.

Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему?

Упражнение №5 «Соломинка на ветру».

Цель: развитие навыка доверия окружающим, проявления заботы о ближнем.

Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается

«соломинка» из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.

Упражнение №6 «Открытка».

Цель: развитие толерантности и умения проявлять доброжелательность.

Инструкция: каждый участник складывает лист бумаги пополам, кладет на внешнюю сторону “открытки” свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри “руки” свое имя. Открытки одновременно передаются соседу слева, который должен написать или нарисовать что-нибудь внутри. Открытки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

Рефлексия на выходе

• Чем полезна именно для вас данная встреча?

• Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

• Ваши пожелания.

Ритуал прощания

Мы завершаем наш тренинг. А сейчас будем передавать мяч по кругу и

говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься. До следующей встречи.

Тренинг №2.

Цель: формирование навыка эффективной коммуникации.

Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, проигрыватель, запись спокойной музыки.

Время проведения: 1,5 часа

Ход тренинга.

Упражнение №1 «Делай как я».

Цель: знакомство участников между собой, снятие эмоционального напряжения, настрой участников на дальнейшую работу.

Участники встают в круг. Каждый участник выходит в центр круга, называет свое имя и, совершая какое-нибудь движения, называет свое качество. Например: «Меня зовут Людмила. Я – веселая. Делай как я (прыгает на одной ножке)». Остальные участники круга повторяют показанное движение.

Упражнение №2 «Договорись взглядом».

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.

Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.

Упражнение №3 «Я тебя вижу».

Цель: развитие навыков внимательности и эффективной коммуникации.

Участники разбиваются на пары. В течении трех минут они взаимодействуют так как хотят.

По сигналу ведущего партнеры встают друг к другу спиной так. Задача каждого участника как можно подробнее описать внешность своего партнера.

Упражнение №4 «Рисунок вдвоем».

Цель: развитие навыков коммуникации.

Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.

На представлении работ (15 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.

Рефлексия на выходе

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Ваши пожелания.

Ритуал прощания

Мы завершаем наш тренинг. А сейчас будем передавать мяч по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься. До следующей встречи.

Тренинг №3.

Цель: профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях

Оборудование: мяч, нитки, листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей или мелков, ручки.

Время проведения: 1,5 часа

Ход тренинга.

Упражнение №1 «Обнимашки».

Цель: снятие эмоционального напряжения, настрой участников на дальнейшую работу.

Берется мячик или яблоко, которое зажимается между подбородком и грудью. Задача: по кругу без рук передать мяч соседу. Для соревновательности можно создать две команды.

Упражнение №2 «Лебедь, рак и щука».

Цель: обучению навыкам эффективной коммуникации в конфликтной ситуации.

Участники делятся на тройки. Каждая тройка обвязывается крепкой ниткой так, чтобы участники могли совершать движения только вместе. Каждому участнику тройки дается свое задание. Например, пройти из одного угла комнаты в другое, посидеть на стуле и т. д.

Задача участников: не произнося ни слова выполнить все задания.

Обсуждение.

Упражнение №3 «Война».

Цель: развитие навыков эффективной коммуникации.

Участники разбиваются на пары. Каждой паре выдается по три листка и двум восковым мелкам разного цвета. Каждый лист разделяется полосой на две равные части.

Задача участников:

1. Повоевать на листке. Участники стремятся закрасить поле противника своим карандашом и одновременно не дать своему партнеру закрасить свое поле. Приветствуются самые разнообразные способы защиты.

2. Подружиться. Участники рисуют общий рисунок.

3. Сделать подарок. Участники рисуют друг другу подарки.

Обсуждение.

Упражнение №4 «… зато ты».

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «. зато ты.» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты). Родители помогают своим детям писать характеристики другим участникам.

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Рефлексия на выходе

• - Чем полезна именно для вас данная встреча?

• - Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

• - Ваши пожелания.

Ритуал прощания

Мы завершаем наш тренинг. А сейчас будем передавать мяч по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься. До следующей встречи.

Тренинг №4.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений.

Оборудование: проигрыватель, запись веселой музыки, запись спокойной музыки, свеча, зажигалка, листы бумаги формата А4, ручки, .

Время проведения: 1,5 часа

Ход тренинга.

Упражнение №1 «Молекулы»

Цель: снятие эмоционального напряжения, настрой участников на дальнейшую работу.

Участники тренинга свободно и хаотично двигаются по комнате под веселую музыку. По сигналу ведущего участники собираются в пары, тройки, четверки и т. д.

Упражнение №2 «Семейная история»

Цель: укрепление семейных взаимоотношений.

Для проведения этой игры детям и родителям на предыдущем занятии было дано задание – принести такой предмет, который уже давно хранится в их семье и является его гордостью. Это может быть фотография, старинный документ, награда, ценный предмет (или его рисунок) и т. д. Семейные реликвии должны лежать в пакетах или сумках, что бы их никто не видел. Сидя в кругу, каждой семье дается возможность продемонстрировать принесенный предмет и рассказать о нем.

Примерные вспомогательные вопросы ведущего:

1. Узнал ли ты при подготовке к этой игре, что-нибудь новое о своей семье?

2. Кем из своих предков ты больше всего гордишься?

3. Чем вы гордитесь в своей семье?

Упражнение №3 «Семейные заповеди».

Цель: укрепление семейных взаимоотношений.

Участникам предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, установок, запретов, привычек, взглядов, которых придерживаются все члены семьи).

Затем происходит взаимообмен написанными по кругу. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других.

Педагог-психолог предлагает поделиться высказываниями о том, какие заповеди их удовлетворяют, а какие – нет.

-Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Вспомните, какими вы пришли на первую встречу, чего ожидали от группы, какие самые неожиданные, самые смешные, самые трогательные моменты были. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Высказывания родителей.

Педагог-психолог говорит слова благодарности участникам за продуктивное и открытое общение и раздаёт памятки – «Советы психолога: родителям будущих первоклассников». Будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка! Всего Вам доброго! До новых встреч!

Публикации по теме:

«Новый год на пороге!» Оформление группы«Новый год на пороге!» Оформление группы Новый Год! Самый долгожданный и нарядный праздник для детей и взрослых! Украшаем, кажется, всё что можно и фантазии нет границ! И сколько.

Цикл мероприятий с детьми по теме «Комнатные растения»Цикл мероприятий с детьми по теме «Комнатные растения» «Рассматривание комнатного растения - бальзамина» Цель:Учить узнавать и называть части растения, используя модели растения (корень, стебель,.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида.Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель: Дать представление учащимся.

КТП ОП по теме «Подводный мир. Мир растений» в подготовительной к школе группе по программе «От рождения до школы» ТЕМА НЕДЕЛИ: «ПОДВОДНЫЙ МИР. МИР РАСТЕНИЙ»Программное содержание: Обогащать представления детей о подводном мире, знакомить с разнообразием.

Новый год на пороге нашего «Центра»Новый год на пороге нашего «Центра» Заранее прошу прощения за качество фотографий. Но тем не менее,хочется поделиться радостным событием с вами,дорогие коллеги! Каждый год.

Проект «Новый год на пороге», часть 2Проект «Новый год на пороге», часть 2 Прошла еще одна неделя и мы с моими малышами снова готовились к новому году. На этой неделе мы учили стихи о зиме, о новом годе, о елочке,.

Проект «Новый год на пороге» (часть 3)Проект «Новый год на пороге» (часть 3) Здравствуйте дорогие коллеги!На прошедшей неделе мы продолжали реализовывать наш проект. Мы лепили снежинку из пластилина, новогодние игрушки.

Стихотворение «На пороге Новый год»Стихотворение «На пороге Новый год» Здравствуйте, мои дорогие коллеги! Ну, что, готовы к наступлению Нового года? Он, уже, близко. А у меня родился новый стих. На пороге Новый.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра»Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 24 «Солнышко» Внеклассное мероприятие по теме: «День.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл тренингов по теме «На пороге школы»
Опубликовано: 19 июня 2020 в 15:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл тренингов по теме «На пороге школы»» (включая файлы) размещена пользователем ЛЮДМИЛА МОИСЕЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД