МААМ-картинки

Цикл наблюдений за сосной

Светлана Скатова
Цикл наблюдений за сосной
▼ Скачать + Заказать документы

Цикл наблюдений за сосной.

Наблюдение №1 «Вот она- красавица сосна»

Цель: Уточнить представления о сосне, выявить характерные особенности строения, признаки, отличающие от других деревьев. Вызвать интерес и эмоциональное отношение к сосне.

Ход наблюдения:

- Ребята, посмотрите, сколько разных деревьев растет у нас на участке. Какие из них вы знаете? (дуб, ель, клен, береза).

- Сегодня мы поговорим об одном из них. Отгадайте загадки про это дерево:

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей -

Кабанов, волков медведей.

Темочки:

На мне колючие иголки,

Но я не пихта и не ёлка.

Стройна, прекрасна, зелена

Весь год красавица.. (Сосна)

- Сосна –лиственное или хвойное дерево?

- Почему?

- Сосны-самые древние деревья на нашей планете. Сосна –дерево стройное, высокое, с красивым золотистым стволом. Нижние сучья на соснах быстро отмирают. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны вместо листьев длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Стоит она зеленой в любое время года. Это вечнозеленое дерево.

В высоту сосна вырастает до 20-40 метров, а живет это замечательное дерево 300-500 лет.

Свое название дерево получило от слова «sopsnа», что в переводе обозначает – сок. Выделяемая сосной смола вначале действительно похожа на густой сок. Называют сосновую смолу - живица, она обладает целебными свойствами и способна ускорять заживление ран.

Ребята, объясните пословицы и поговорки о сосне:

• Липа обувает, а сосна кормит.

• Всяка сосна лишь своему бору шумит.

• Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.

• От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:

• Сосновый – запах, бор, ствол.

• Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

• Сосновое – полено, кресло, бревно.

• Сосновые – иголки, шишки.

Наблюдение № 2 «Где растет сосна»

Цель: Формировать представления детей о месте произрастания сосны, об условиях произрастания, о влиянии условий произрастания на рост и развитие дерева. Познакомить детей с термином «светолюбивый». Вызвать у детей интерес к наблюдению взаимосвязи живого организма со средой его обитания.

Ход наблюдения.

Сегодня мы поговорим о том, где растет сосна.

- Подумайте, где ее можно встретить? (В лесу, в поселке и городе на улице, в деревне, в парке, в саду).

- Какой можно сделать вывод? (Она растет везде).

Растёт сосна по всей России. Селится на сухих песках, на сырых моховых болотах, на скалах. Глубокие и расходящиеся во все стороны корни позволяют сосне селиться на любых почвах и в любых условиях. Но больше всего любит она сухие, песчаные пригорки.

- Для чего нужны дереву корни? (удерживают дерево в земле, всасывают воду)

На песчаных почвах корни устремляются вниз, добывая воду. На болотистых почвах они поджимаются, спасаясь от излишней влаги.

Молодые сосенки быстро растут, увеличиваясь на 30-50 см в год. Они не боятся ни морозов, ни влаги, ни засухи, ни ветров. Но сосна не выносит затенения. Сосне нужен солнечный свет. Растения, которые любят солнечный свет называются светолюбивыми. Если семена сосны попадут под ель с её широкими лапами, проросшие сосёнки не смогут выдержать постоянной тени и погибнут.

Поэтому и старается сосна стать выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течении года

Ясной стояла погода.

Растут сосны как группами, так и поодиночке. В сосновом лесу всегда светло и весело. Залитый солнцем сосновый бор создает у людей праздничное настроение. В русской речи есть такое выражение: «Заблудиться в трёх соснах».

- Как вы это понимаете? (Это значит не суметь найти выхода из достаточно лёгкой ситуации) .

Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»:

Одна сосна, две, три… и т. д.

Наблюдение №3 «Что есть у сосны»

Цель: Познакомить детей с частями дерева; со значением корня, ствола, хвои. Рассказать, как можно определить возраст сосны. Вызвать интерес к жизненным процессам, происходящим внутри дерева.

Ход наблюдения:

Ребята, отгадайте загадку:

-Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (сосна)

Давайте подойдем к сосне и полюбуемся на нее.

- Посмотрите, что есть у нашей сосны? (Ствол, ветки, хвоинки, корень).

- Мы уже говорили с вами о корне, где он находится? (В земле).

- Для чего он нужен дереву? (Чтобы пить воду, удерживать дерево).

- Какой у сосны ствол? (Прямой, шершавый)

- Чем покрыт ствол? (Корой)

Воспитатель показывает детям кусочки коры с верхушки сосны и с нижней части ствола и обращает внимание на то, что внизу кора коричневая и очень толстая, а сверху более тонкая и красновато-коричневая.

- Для чего нужна кора дереву? (защищает дерево от внешних воздействий)

- Что растет на стволе? (на нем растут ветки)

Исследовательская деятельность «Рассматривание веток сосны»

- Потрогайте веточку. Какая она? (колючая)

- Почему веточка сосны колючая? (на ней растут иголочки)

- Какого цвета иголочки? (зеленые)

Иголки у сосны называются «хвоей».

Хвоинки – это тоже листья, только тонкие и сухие, покрытые толстой восковой кожицей.

- Для чего нужна хвоя дереву? (В иголочках, как и во всех листьях образуются питательные вещества для дерева)

- Ребята, посмотрите внимательно, как хвоинки прикрепляются к веточке – по одной или по две? (по две)

- Как вы думаете, иголки у сосны опадают? Давайте посмотрим под сосной есть ли там хвоя? (нет)

Вывод: Значит и зимой и летом сосна стоит зеленая

О сосне говорят:

Зимой и летом - одним цветом!

Наблюдение №4 «Размножение сосны».

Цель: формировать представление о размножении голосеменных растений, познакомить с особенностями строением сосновой шишки и семени сосны.

Ход наблюдения:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Это не овощ, это не фрукт,

На хвойных деревьях красиво растут.

И раскрываются будто бы книжка.

С высокой сосенки падает …. (шишка).

- Ребята, а для чего нужны шишки сосне? (в них образуются семена)

- Какого цвета ее шишки? (коричневые)

- А всегда ли они были такие?

Весной во время цветения на кончиках сосновых веток появляются красноватые почки. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка, которая постепенно будет менять свою окраску на коричневую. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется. Из нее на землю упадут семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

(Свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций)

А теперь поиграем. Игра «Сосна».

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Мы посадим сосну – Все ходят по кругу вокруг «сосны».

Вот, вот! Присесть.

Пускай наша сосна Медленно встать.

Растет, растет!

Вырастай ты, сосна, Поднять руки вверх.

Вот такой вышины;

Вырастай ты, сосна, Развести руки в стороны.

Вот такой ширины.

Вырастай ты, сосна, Делают «пружинку».

В добрый час!

Потанцуй, Сережа (имя водящего, Хлопают в ладоши.

Покружись для нас! Ведущий танцует, кружится.

А мы с этой сосны

Шишки срывать будем. Приближаются к ведущему.

От нашего Сережи Стараются дотронуться до ведущего.

Убегать будем! Дети убегают, ведущий их ловит.

Исследовательская деятельность «Рассматривание зрелой шишки и семян сосны»

Дети рассматривают шишки, состоящие из чешуек. Находят на верхней стороне чешуи семена. Семя имеет вид маленького орешка с крылышком.

воспитатель подводит детей к выводу о значении крылышка у семени.

Примета: Много шишек на соснах и елях – к доброму году: и рожь и жито все придет.

Наблюдение №5 «Сравнение сосны и ели».

Цель: создание условий для расширения представлений детей о деревьях, растущих на территории детского сада (сосна, ель, выделяя характерные признаки; закрепление знаний детей о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель, сосну по характерным признакам; развитие умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения:

- Ребята, вчера был сильный ветер и сломал две веточки, посмотрите с каких они деревьев? (с ели и сосны)

Дети сейчас мы с вами проведем исследование, сравним деревья: сосну и ель.

- Чем похожи эти деревья? (у них есть иголки, они относятся к хвойным деревьям)

- Какие у ели иголочки? (короткие, - а у сосны? (длинные)

- У ели на веточке сидит по сколько иголочек? (по одной, - а у сосны? (по две).

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна. (А. Барто)

Ребята давайте подойдем поближе к этим деревьям.

- Чем отличается расположение ветвей ели от расположения ветвей сосны?

(У сосны ветви направлены вверх и начинаются ближе к середине ствола. А у ели ветки опущены вниз и растут от самой земли.

- Форма кроны какого дерева похожа на треугольник? (сосны)

- По цвету стволы одинаковые или разные? (разные: у ели- ствол красно-коричневый, а у сосны медно-красный).

- А еще чем отличаются наши деревья? (шишками: у ели вытянутые, узкие, длинные; сосновые –округлые.)

Ребята, давайте сделаем выводы:

Ель и сосна-хвойные, вечно зеленые деревья.

У ели ветки опущены вниз, у сосны направлены вверх.

У ели иголки короткие острые одиночные а у сосны длинные, мягкие, сдвоенные.

У ели шишки продолговатой формы, а у сосны круглой формы.

Дидактическая игра: «Маленький –большой»

Цель: закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ель-елочка

Сосна-сосенка

Шишка-шишечка

Иголка-иголочка

Дидактическая игра «Скажи правильно»:

Цель развивать у детей сообразительность, умение образовывать прилагательные от имен существительных.

Ветка ели- еловая ветка

Ветка сосны-сосновая ветка

Шишка ели-еловая шишка

Шишка сосны-сосновая шишка

Лес с соснами-сосновый лес

Лес с елями-еловый лес

Наблюдение №6 «Подарки сосны».

Цель: Познакомить детей с использованием сосны в промышленности и быту. Закрепить знания о значении дерева для животных. Формировать бережное отношение к сосне.

Ход наблюдения:

В руках у воспитателя рамка, сделанная из древесины сосны.

- Ребята, как вы думаете. из чего сделана эта рамка? (ответы детей).

- Эта рамка для картины сделана из сосновой древесины.

- Как вы понимаете слово «древесина»? (ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево.

-А что еще делают из сосновой древесины? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о сосне:

Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

С давних времен использовали люди сосновую древесину. Из нее делают дома, мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, посуду, а еще корабли. Древесину использует человек в качестве топлива.

Смола сосны тоже идет в дело. Ее перерабатывают в канифоль и скипидар, которые используются для производства красок, растворителей, пластмассы, линолеума. Из смолы древних хвойных деревьев образовался драгоценный янтарь, из которого делают красивые украшения.

Сосна — древнейший лекарь. Ее целебная хвоя входила в лечебные составы ещё пять тысяч лет тому назад. Из сосновой хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни. Варенье из молодых зеленых шишек хорошо помогает при кашле.

Хвоя сосны выделяет особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредных микробов. Поэтому гулять в сосновом лесу очень полезно.

Сосна служит не только человеку. Почти на протяжении всего года хвоей питается глухарь. Для лося лучший зимний корм - сосновые побеги и их кора. Белки, бурундуки, птицы лакомятся семенами, которые ловко извлекают из шишек. Под соснами растут грибы, на ветвях сосен гнездятся птицы, белки устраивают в дупле сосны свои дома.

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

- А сейчас мы с вами поиграем.

Дети становятся в круг, выбирается водящий.

Сосенка, сосеночка,

Колкая иголочка.

Ты, сосна, нас не коли.

Ты нас лучше догони. (водящий догоняет детей).

Публикации по теме:

Цикл наблюдений на прогулке поздней весной (фотоотчёт)Цикл наблюдений на прогулке поздней весной (фотоотчёт) Весной просыпается, влечет к себе и воодушевляет. Наблюдать за изменения в природе весной легко, приятно и радостно. И задача любого воспитателя,.

Цикл наблюдений за живой елью зимой в младшей группеЦикл наблюдений за живой елью зимой в младшей группе В зимний период, в канун Новогоднего праздника и каникул, в своей младшей группе "Сказка"для ребят мною были организованы цикл наблюдений.

Цикл «Встречи»Цикл «Встречи» Удивительное знакомство. Памяти К. М. Ш. Солнце разбудило меня, пощекотав лучом ресницы, и как я ни старалась от него увернуться, ничего не.

Цикл «Встречи»Цикл «Встречи» Неожиданная гостья или размышления в последний день осени. Зашелестела Осень за окном, Как будто бы ко мне просилась в дом: «Впусти.

Цикл «Встречи»Цикл «Встречи» А чудеса все-таки есть! Чудеса происходят там, где в них верят! Клубок года становился совсем маленьким, почти невидимым, от него оставалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл наблюдений за сосной
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 21:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл наблюдений за сосной» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Скатова (УИ 327689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД