Савенкова Инна Геннадьевна
Цикл игровых занятий по развитию интеллектуальных способностей детей 4–5 лет «В стране «Сообразилия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл игровых занятий
по развитию интеллектуальных способностей детей 4-5 лет
«В стране «Сообразилия»
Цель:
Развитие познавательных способностей, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, умения внимательно слушать и точно следовать указаниям педагога, умения подчинять свои действия правилам, умения осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку, развитие наглядно-образной и словесно-логической памяти, а также творческих способностей ребенка.
Задачи:
Публикация «Цикл игровых занятий по развитию интеллектуальных способностей детей 4–5 лет „В стране „Сообразилия“» размещена в разделах
- Способствовать развитию процессов познавательной саморегуляции (памяти, внимания, мышления, восприятия);
- Способствовать формированию умения сравнивать и обобщать, выделяя признаки сходства и различия предметов на эмпирическом уровне;
- Способствовать формированию умения классифицировать предметы категориально;
- Способствовать развитию умения расчленять объекты на части мысленно, затем осуществлять обратную операцию на примере практических действий с палочками, геометрическими фигурами, играми-головоломками;
- Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения;
- Способствовать развитию умения работать по образцу у доски, перенося отношения на стол;
- Способствовать развитию мелкой мускулатуры кистей рук.
Занятие № 1
Тема: Геометрические фигуры (закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике).
Цель:
-Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур;
-Упражнять детей в составлении фигур из палочек по образцу у доски;
- Развивать внимание, память, творческое и пространственное воображение, конструктивные способности.
Задания:
1. Упражнение «На что похоже?»
2. Выкладывание узора из палочек (квадрат, треугольник, прямоугольник)
Сколько сторон, углов у фигуры? Чем отличаются?
3. Фантазирование из геометрических фигур.
4. Игра на внимание по Чистяковой «Запомни порядок» (использование шеренги с 4 детьми)
Занятие № 2
Тема: Дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера.
Цель:
-Учить сравнивать палочки по длине, отражая в речи результат сравнения;
-Развивать зрительную память, внимание, воображение, конструктивные способности.
Задания:
1. Повтори узор из палочек:
-на что похоже?
2. Знакомство с палочками (цвет, длина)
-сравнение по длине 3, 5 палочек.
3. Упр. «Лесенка»
-достаньте из коробки желтую, черную, и т. п. палочки.
-сравните, какая короче, длиннее.
4. Фантазирование из палочек.
Занятие № 3
Тема: Дидактические игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Цель:
-Учить сравнивать схематическое изображение предметов;
-Упражнять детей в группировке геометрических фигур.
- Развивать наблюдательность, память, внимание, воображение.
Задания:
1. Упр. «Огоньки» используя 5 кругов.
-повтори цветную дорожку
2. Упр. «Найди фигуру по описанию»
3. Упр. на группирование фигур:
-по цвету,
-по форме,
-по размеру.
Игровая пауза «Узнай по голосу»
4. Фантазирование из геометрических фигур (учить детей создавать схематическое изображение предметов)
- придумай узор из всех желтых фигур,
- придумай узор из кругов.
Занятие № 4
Тема: Дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера.
Цель:
- Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины;
-Упражнять детей в умении сравнивать по цвету и величине предметы как визуально, так и путем наложения или прикладывания одной палочки к другой;
-Развивать зрительную память, внимание, воображение, конструктивные способности.
Задания:
1. Лото «Сравни и подбери»
-выкладывание картинок по размеру.
2. Выкладывание узора из палочек методом наложения.
-сравнение по цвету,
-выкладывание по индивидуальным картам.
3. «Рисуем картину из палочек».
Занятие № 5
Тема: Сравнение предметов и фигур.
Цель:
-Учить детей выделять специфические свойства, сравнивать, обобщать на основе сходных признаков предметов;
-Развивать воображение, учить представлять предметы по их схематическому изображению;
-Развивать внимание, конструктивные умения.
Задания:
1. «Четвертый лишний» по индивидуальным картам.
2. «Что похоже на круг? (др. геометрические фигуры)».
3. Упражнения с палочками Кюизенера:
- упр. «Лесенка»;
- упр. «Пирамида».
4. «Рисуем картину из палочек».
Занятие № 6
Тема: Дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера.
Цель:
-Учить представлять предметы по их схематическому изображению,
- Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность, творческие и конструктивные способности.
Задания:
1. Упр. «На что похоже?»
2. Упр. «Найди палочку по цвету»
-найди красную палочку.
-найди палочки, которые длиннее красной
-найди палочки, которые короче красной
-найди палочки, которые короче красной, но длиннее голубой и т. п.
3. «Рисуем картину из палочек».
4. «Запомни порядок» по Чисяковой (шеренга из 4-6 детей).
Занятие № 7
Тема: Дидактические игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Цель:
-Учить различать цвет, форму, размер, толщину фигур;
- Развивать способность объяснять свои действия;
- Развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, внимание, творческое воображение.
Задания:
1. Упр. «Огоньки».
-повтори цветовую дорожку из 5 кругов 3 цветов.
2. Упр. «Найди фигуру по описанию».
3. Подвижная игра «Мы зверята». Повторение движений разных животных (котенок умывается, воробышки полетели и т. п.).
4. «Новогодние фантазии»
-сделай из фигур то, что бывает в Новый год.
Занятие № 8
Тема: Геометрические фигуры.
Цель:
-Учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов;
-Учить анализировать соотношение предметов (геометрических фигур) в пространстве;
-Развивать внимание, конструктивные умения.
Задания:
1. «Что какого цвета?» по инд. картам (см. игру «Цвет и форма»).
2. Игра «Обезьянки» по Никитину используя кирпичики одного цвета.
3. «Что изменилось» у доски используя фигуры разные по форме, но одного цвета.
4. Упр. «Выложи узор из геометрических фигур по выбранному рисунку».
Занятие № 9
Тема: Развитие внимания
Цель:
-Учить располагать картинки в порядке развития сюжета;
-Учить анализировать соотношение предметов в пространстве;
- Развивать память, внимание, воображение, конструктивные способности,
умение вести поиск и счет.
Задания:
1. «Что сначала, что потом» по инд. картам.
2. Игра «Обезьянки» по Никитину используя 2 желтых и 1 красный кирпичики.
3. «Мы фотографы»
-повтори узор из палочек;
-придумай свой узор.
4. Упр. «Сколько?» используя плакат с геометрическими фигурами.
5. «Запомни порядок» по М. И. Чистяковой (шеренга из 4 детей).
Занятие № 10
Тема: Соотношение предметов в пространстве
Цель:
-Учить анализировать соотношение предметов по отношению друг к другу;
- Развивать память, внимание, воображение, цветоощущение и наблюдательность, творческие и конструктивные способности.
Задания:
1. «Что изменилось» у доски используя геометрические фигуры.
2. «Мы фотографы»
-повтори узор из палочек (7палочек, 2 варианта);
-придумай свой узор.
3. «Сложи квадрат» по Никитину.
4. Подвижная игра «Мы зверята». Повторение движений разных животных (котенок умывается, воробышки полетели и т. п.).
Занятие № 11
Тема: Геометрические фигуры. Знакомство с фигурой «полукруг».
Цель:
- Формировать представление о геометрических фигурах;
- Развивать пространственную ориентировку, умение действовать по словесной инструкции;
- Развивать зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности.
Задания:
1. Упр. «Найди фигуру по описанию».
2. Упр. «Сколько?» используя плакат с геометр. фигурами.
3. Подв. игра на внимание «Путаница» (зеленый круг – подпрыгнуть, красный – шагать на месте, синий – хлопнуть в ладоши).
4. Упр. «Выложи узор из геометрических фигур по выбранному рисунку» с использованием полукругов.
Занятие № 12
Тема: Поиск закономерностей.
Цель:
-Познакомить детей с понятием «алгоритм», ритмичным чередованием элементов;
-Развитие пространственной ориентировки, умение работать по образцу у доски;
- Развивать наблюдательность, память, внимание, воображение, конструктивные умения.
Задания:
1. Упр. «Огоньки».
-повтори цветовую дорожку из 5 кругов 3 цветов.
2. «Продолжи узор в соответствии с заданной схемой» (чередование квадратов).
3. Упр. «Очередь» по индивидуальным картам.
4. Придумай свой узор из геометр. фигур.
Занятие № 13
Тема: Классификация
Цель:
- Учить группировать предметы по определённому признаку;
-Учить определять предметы на ощупь;
-Развивать наблюдательность, память, внимание, воображение. Воспитывать выдержку, сенсорные способности, речь, конструктивные умения.
Задания:
1. Упр. «Назови одним словом» (словесно).
2. «Чудесный мешочек»
-угадай на ощупь;
-положите в мешочек пластмассовые (металлические, деревянные) фигуры.
3. Подвижная игра «На кого похоже?»
-изобрази повадки животных.
4. Упр. «Выложи узор из геометрических фигур по выбранному рисунку» с использованием полукругов
Занятие № 14
Тема: Развитие восприятия
Цель:
-Учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия информации; понимать поэтическое сравнение, лежащее в основе загадок;
-Учить различать и называть пространственное направление от себя : справа - слева, сзади - спереди.
-Развивать наблюдательность, память, внимание, воображение, конструктивные умения.
Задания:
1. «Сосчитай сколько». Плакат у доски «Лиса и зайцы».
2. «Загадки с подсказками» словесно.
3. Упр. «Паровоз». Ориентировка на местности (понятие справа - слева, сзади – спереди).
4. «Чудесный мешочек»
-что из чего сделано,
-какой формы,
- какого цвета?
Занятие № 15
Тема: Дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера.
Цель:
-Учить находить нужные способы выполнения задания;
- Формировать представление о части и целом;
-Развивать наблюдательность, память, внимание, комбинаторные способности, воображение, конструктивные умения.
Задания:
1. «Сосчитай сколько». Плакат у доски «Лиса и зайцы».
2. «Мы фотографы»
-повтори узор из палочек (4-5 палочек);
-придумай свой узор.
3. «Кто в домике живет?»
-угадайте, какое животное спряталось в окошке (по частям тела, окраске).
4. «Выложи узор из палочек по образцу» по инд. картам.
Занятие № 16
Тема: Дидактические игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Цель:
-Учить различать цвет, форму, размер, толщину фигур;
-Развивать умения выделять свойства и сравнивать предметы по 1-3 свойствам;
-Развивать логическое мышление, пространственную ориентацию, внимание, восприятие, творческое воображение, конструктивные умения.
Задания:
1. Упр. «Найди фигуру по описанию».
2. Упр. «Угости медвежонка печеньем».
3. Упр. «Цепочка»
4. Упр. «Придумай животное только из кругов (квадратов, треугольников, прямоугольников)»,
Занятие № 17
Тема: Развитие восприятия, воображения.
Цель:
-Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, память, внимание, творческое воображение;
- Развивать конструктивные умения, учить группировать предметы по определённому признаку.
Задания:
1. Упр. «На что похоже».
2. Фантазирование из геометрических фигур
-придумай свою картинку;
-разложите фигуры на группы (семейки) по цвету, по форме.
3. Словесная игра «Скажи наоборот» (антонимы).
4. Подвижная игра «Кто сказал мяу»
Занятие № 18
Тема: Чередование.
Цель:
-Познакомить детей с понятиями «ритм», «чередование»;
- Развивать представление о части и целом;
-Развивать логическое мышление, пространственную ориентацию, внимание, восприятие.
Задания:
1. Упр. «Огоньки».
-повтори цветовую дорожку из 5 кругов 3 цветов.
2. Словесная игра «Часть - целое».
3. Игра «Очередь» по индивидуальным картам.
-чередование 1 через 1, 1 через 2.
4. Подвижная игра «Путаница»
-Я буду показывать фигуры, а вы на каждую фигуру будете выполнять свое движение (зеленый круг - подпрыгнуть, красный - шагать на месте, синий - хлопать в ладоши).