Оксана Скобелева
Цифровые ресурсы как фактор развития основ функциональной грамотности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, с помощью которого люди учатся активному участию в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать. Функциональная грамотность – это целый ряд умений и навыков (познавательных, эмоциональных, поведенческих, которые позволяют людям развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе, улучшать качество своей жизни.
Публикация «Цифровые ресурсы как фактор развития основ функциональной грамотности ребенка» размещена в разделах
Дошкольник сегодняшнего поколения живёт в окружении электронной культуры. Она ему понятна и близка. Компьютер для современных детей это обычное явление и неотъемлемая часть жизни. Порой детям не совсем интересно разглядывать картинки на картоне, им куда интереснее красочные, анимированные, звучащие предметы на экране. Таким образом компьютер становится не только развлечением, но и инструментом познания окружающего мира. Соответственно изменилась и роль воспитателя - он должен стать для ребенка координатором информационного потока. Воспитателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы на начальном этапе обучения развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как сравнение, обобщение, классификация.
Формирование функциональной грамотности начинается с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте создается базовая основа математики, чтения, письма, что впоследствии поможет ученику приобретать знания и применять их на практике, быть самостоятельным.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
Во ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования представлены в виде целевых ориентиров – возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса». Дошкольное образование является частью общего непрерывного образования. Портрет старшего дошкольника определяется следующим образом: он физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения, способный управлять своим поведением, решать интеллектуальные и личностный задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, необходимыми умениями и навыками.
В своей работе с детьми для достижения вышеуказанных задач я опираюсь на то, чтобы развитие детей как функционально развитых личностей начиналось как можно раньше.
Одним из факторов развития функциональной грамотности дошкольника является использование цифровых образовательных ресурсов.
При применении цифровых ресурсов экономится время на занятиях, происходит более полное погружения в материал, повышается мотивация обучения, воспитатель вовлекает детей в различную деятельность: мыслить, спорить, рассуждать, обмениваться впечатлениями и эмоциями.
Занятия с использованием цифровых ресурсов становятся более интересными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержится на электронном носителе. Дети подготовительной группы имеют наглядно-образное мышление, поэтому мы применяем в их обучении как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. В этом помогают компьютерные презентации, различные анимации, виртуальные экскурсии. В нашем детском саду для обучения применяются интерактивные доски. С их помощью воспитатели детского сада широко используют аудио-, видеоматериалы, мультимедийные презентации, применяют авторские интерактивные игры, что позволяет делать занятия яркими, запоминающимися, результативными.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире. Лучше всего познавательный интерес ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире.
Через такую форму работы как виртуальная экскурсия у наших ребят вырос познавательный интерес к окружающему миру. К примеру, нами был создан виртуальный «Музей ветра», где экспонатами выступали любые предметы, с помощью которых можно получить ветер или дуновение ветерка. После посещения такого музея ребята заинтересованно стали предлагать создание подобного: «Музей звука», «Музей цвета», «Музей запаха» и др. Любознательность и фантазия детей безграничны. Когда им что-то действительно интересно, они пытаются придумать новые сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из информационно-коммуникационной среды. Ребята проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Своими идеями они могут увлечь остальных детей группы.
Во время подготовки воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Виртуальные экскурсии в районы Крайнего севера и на озеро Байкал позволили получить нашим детям незабываемые впечатления о природе мест, труднодоступных для реального посещения.
Во время проведения занятий по патриотическому воспитанию виртуальная экскурсия позволила познакомить детей с городами-героями нашей Родины: Волгоград, Смоленск, Севастополь. Во время этих экскурсий был опробован такой новый способ ознакомления с городами как подключение к онлайн-камерам, расположенным на улицах этих городов. На занятиях по окружающему миру они позволили увидеть животных и птиц в их естественной среде в реальном времени. Наблюдения в онлайн-режиме за несколькими гнездами птиц увлекли наших детей орнитологией. Была изучена в доступной форме работа Ладожской орнитологической станции. Дети узнали, что ученые станции отлавливают, занимаются кольцеванием пернатых, изучением и описанием их жизни. Виртуальная экскурсия позволили детям узнать, что птиц ловят с апреля по ноябрь с помощью специальных приспособлений высотой в пятиэтажный дом – ловушек рыбачинского типа. За сезон на станции кольцуется от 7 до 20 тысяч птиц. С полученными сведениями ребята поделились с родителями, и несколько семей посетили станцию орнитологии.
Применение в работе интерактивных столов и планшетов также дают прекрасную возможность обучать дошкольников математике, развитию речи, знакомить с природой, музыкой и т. д. Задания и игры способствуют развитию наглядно-образного мышления, формируют элементарные формы логического мышления.
Цифровые ресурсы способствуют формированию и развитию функциональной грамотности дошкольников, позволяют ребенку научиться работать с информацией, стать способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Цифровые технологии формируют современную образовательную среду в ДОУ, позволяют воспитателям сделать образовательный процесс современным, продуктивным, способствующим воспитанию будущего школьника.