Лидия Кузьмина
Консультация «Чуваши в Башкортостане»
▼ Скачать + Заказать документы
Всего на территории республики проживает 143 тысяч чувашей, а это почти 7% всего чувашского населения нашей страны. Среди более ста национальностей, населяющих Республику Башкортостан, чуваши по своей численности занимают четвертое место (после башкир, русских и татар).
Чувашский язык принадлежит к тюркской языковой группе, а также один из самых древних языков современной России. Появление чувашей в Башкирии было не случайным. К тому времени в Поволжье было окончательно закреплено крепостное право, и многие крестьяне стали переселяться в те края, где еще не было помещиков. На тот момент Южный Урал представлял собой как раз такой регион.
Публикация «Консультация „Чуваши в Башкортостане“» размещена в разделах
В местах, где они селились, чуваши общались с местным населением на их родном языке. Так, в районах с преобладающим татарским или башкирским населением, они становились трехязычными. Кроме родного языка, чуваши стали говорить на татарском или башкирском и на русском языках.
Язык и письменность
Наречие народности относится к тюркской лингвистической группе. Историки считают, что это единственный сохранившейся язык из булгарской ветви. Внутри этноса он поделен на два диалекта, который отличается в зависимости от региона проживания. На основе последнего сформирован литературная лингвистика. Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.
Национальный костюм
Женский национальный чувашский костюм включает туникообразную рубашку (кепе) из конопляного белого холста. Нагрудные украшения сплошь зашивались мелкими монетами, что создавало впечатление струящегося по телу переливчатого серебряного потока.
Мужской костюм состоит из белых холщовых рубахи-косоворотки, штанов и сапог. Мужская рубаха для всех возрастов имела правосторонний разрез, что отличало ее от русской косоворотки с левосторонним разрезом.
Мужская и женская одежда обязательно подпоясывалась. К поясу со всех сторон подвешивались кожаные кошельки-амулеты, ключи, бронзовые гребни и разнообразные подвески из бус, бисера и раковин, которые обязательно завершались кистями или бахромой.
Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облик.
Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.
Традиционные блюда
Распространены супы и похлебки на мясном бульоне (яшка, шурпе). Традиционным блюдом является суп с лапшой или клецками (салма яшки). Из мясных блюд лакомыми кушаньями считаются вареная колбаса с начинкой из крупы и яса (тултармаш, колбаса из овечьего желудка, начинённого мясом и салом (шарттан). Из муки готовили пироги – кукаль, лепешки – пашалу, юсман, хапарту, ватрушки с картофельной или творожной начинкой – пуремеч, большой круглый пирог с мясом, крупой или картофелем – хуплу. Из традиционных напитков употребляли домашнее пиво (сара, медовые напитки (симпыл). В обычные дни пили чай из различных дикорастущих трав и листьев плодовых кустарников, а в жаркое время – напиток из кислого молока (уйран). В некоторых районах чуваши для питья готовили кумыс. Историки утверждают, что благодаря соседям из русских, татарских и башкирских деревень, чуваши стали приобщаться к чаю. Этот бодрящий напиток стал появляться на столах чувашских крестьян с начала 19 века, тогда как в саму Чувашию чайные традиции пришли позже.
Вклад в культуру
Чуваши Башкортостана внесли весомый вклад в развитие национальной и отечественной культуры и искусства. Здесь родились поэты Константин Васильевич Иванов – основоположник чувашской литературы, автор лирико-эпической поэмы «Нарспи» о трагической судьбе чувашской женщины; он переводил на чувашский язык произведений М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. Некрасова и др., Яков Гаврилович Ухсай – народный поэт Чувашии, автор «Дед Кельбук», «Звезда моего детства», «Золотая книга народов».
Из музыкальных инструментов были распространены волынка (шапар, гусли (кесле, скрипка (серме купас, дудка (шахлич, барабан (параппан, также балалайка (тамра, гармонь (хут купас).
Фольклор чувашей богат песнями, сказками, пословицами, поговорками, легендами и преданиями.
Обычаи и традиции
Этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена их предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни. Одним из национальных торжеств, которые праздновали несколько веков назад, является Улах.
Организатором веселья является девушка, которой посчастливилось остаться без родителей. Когда старшее поколение покидало дом по своим делам, барышня приглашала в гости местную молодежь. Хозяйка вместе с остальным девушками усаживается в круг и занимается рукоделием. В это время юноши устраиваются неподалеку и наблюдают за происходящим.
Также молодежь пела под гармонь, танцевала и веселилась. Изначально цель мероприятия была поиск второй половинки. В современном мире – это просто возможность от души повеселиться без присмотра отцов и матерей.
Еще один традиционный обычай чувашей – Саварни. Это празднество, посвященное проводам зимы. Народные гулянья проходят с плясками, песнями и многочисленными играми. Люди наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. Также в этот день принято кататься на запряженных в сани лошадях. В основном подобным развлечением увлекаются детишки.
Чувашская Пасха или праздник Манкун – это одно из самых светлых и чистых празднеств. Накануне торжества хозяйки прибирались в доме, мужчины наводили порядок во дворе. К празднику ведется тщательная подготовка, наполняются пивом бочонки, пекутся различные пироги. Также женщины красят яйца и занимаются готовкой национальных яств.
Манкун растягивается на семь дней, на протяжении которых народ веселится, танцует, поет и проводит разные конкурсы. Перед праздником на улицах устанавливают качели, на которых могли покататься не только дети, но и взрослые.
Существует у чувашской народности ряд торжеств, связанных с земледелием: Акатуй, Симек, Пукрав, Питрав. Их отмечают в честь начала и окончания посевных работ, сбора урожая или прихода зимы.
Еще один национальный праздник жителей – Сурхури. В этот день у молодых девушек принято гадать. В кромешной темноте они отлавливали овечек и повязывали им на шею ленточку. Ранним утром барышни отправлялись в загон, чтобы посмотреть цвет шерсти животного.
Если она белоснежная, то у второй половинки будут светлые локоны. Тёмный окрас свидетельствовал о том, что барышне попадется темноволосый кавалер. Если овечка оказывалась пестрой, то считалось, что пара будет не слишком красивой.
Заключение
Народ чуваши – это довольно многочисленный этнос. По истории их происхождения споры между историками не утихают по сей день. Одни верят, что народность является потомками болгар, другие считают, что прародителями нации было объединение савиров. Чуваши дорожат своими традициями и придерживаются их в наши дни. В переводе название этноса означает «спокойный», что на 100% отражает миролюбивый нрав народности.