надежда федорова
Консультация для родителей «Что важно знать о кризисе 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что важно знать о ребёнке трёх лет?»
Уважаемые родители!
Хочу рассказать Вам о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста, а именно о кризисе трёх лет.
Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным.
Публикация «Консультация для родителей „Что важно знать о кризисе 3-х лет“» размещена в разделах
Внешне эти изменения выражаются в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет.
Возрастной кризис трёх лет усиливает потребность «быть взрослым» особенно если родители не очень склонны признавать взросление ребёнка, относятся к нему по-прежнему как к маленькому. Тем самым мы вызываем у ребёнка буйство эмоций.
Кризис «Я сам!» - не ужасный возраст, он важен так как природа даёт ребёнку самостоятельность-ценное личностное качество.
Кризис может длиться от нескольких месяцев до 2 лет.
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, — возникновение негатевизма. Это такое проявление в поведении ребёнка, когда он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил взрослый. Негатевизм отличается от обычного непослушания тем, что ребёнок не желает делать что-либо именно потому, что его попросили.
Второй симптом кризиса трёх лет – упрямство. Упрямство следует отличать от настойчивости. Упрямство-такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал сам.
Третий момент, характеризующий кризис трёх лет, — своеволие, своенравие. В них заключено стремление ребёнка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребёнок хочет всё сделать сам.
Второстепенное значение в характеристике кризиса трёх лет имеет протест-бунт. За этим симптомом угадывается как бы протест ребёнка, требующего самостоятельности. Переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.
На первые три года жизни ребёнка приходится пик его эмоционального развития. Психическое развитие ребёнка достигло такого рубежа, что он начал выделять себя как индивидуум. Ребёнок обижается, если взрослые не хотят признавать его взросления, говорят об этом с иронией. Это злит ребёнка, он становится нервным, неспокойным.
В своей маленькой головке он как бы провёл разграничительную линию между собой и другими. Именно поэтому дети этого возраста так чувствительны к подобным характеристикам и оценкам взрослых. Так хочется вновь и вновь убедиться в своей значимости, компетентности, умелости и могуществе.
В период появления в речи ребёнка местоимения «Я» знаменуется переменами в его поведении- возникает стремление действовать самому. После возникновения «системы я» в психике ребёнка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых быть хорошим.
Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых-создаёт у ребёнка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.
Например: малыш посещает детский сад и тайком приносит игрушки из садика домой. Как бороться с этим воровством?
Не следует сразу же придавать подобному поступку ребёнка статус кражи. У него свои мотивы: ему не даёт покоя ощущение своего «Я». Он ищет собственного самовыражения во всём. Он исследует по-своему мир социальных отношений: «что будет, если я поведу себя так или этак»? Одной из таких ситуаций у трёхлетних малышей является опыт присвоения чужого. Бывает, что это способ обратить внимание взрослого на себя! Бывает, что это-сверхострое ощущение «Я», потребность сделать что-либо вопреки дозволенному, азарт тайного, стремление пережит острое ощущение: «Опасно»! В этом случае не стоит торопиться с выводами, а лучше поразмышлять, как поступить лучше, что и как сказать ребёнку, чтобы не усложнить ситуацию. Можно сказать ребёнку, что вас огорчил его поступок, вам стыдно за него. Скажите, что другой ребёнок будет плакать.
Малыш данного возраста очень нуждается во внимании и одобрении. Похвалой мы обеспечиваем его эмоциональное благоприятное состояние.
Важно помнить, что ребенок трех лет – непоседа. Если опасность переусердствовать и позволить ребенку привыкнуть к этому слову. У ребенка еще не сформулирована привычка не делать того, что запрещено. Ребенок «лезет» везде, движимый желанием познать новое, потрогать, определить свойства предметов, да и проверить реакцию взрослого. Полезно переключать внимание ребенка, если он, например, тянется к утюгу, горячему чайнику, лезет на полку с книгами и др. Таким образом, ребенок подчиняется, и происходит «вживание» понятий «можно», «нельзя». Не следует произносить «нельзя» попусту, мимоходом. Желательно, чтобы за словом «нельзя», следовало разъяснение, почему «нельзя». Тогда ребенок постепенно научится понимать, что не все разрешено делать, понимать и принимать границы дозволенного. В каких-то случаях не надо останавливать ребенка словом «нельзя» пусть приобретет опыт. Важно начать постепенно передавать ответственность за личные дела ребенка ему самому, позволить ему встретится с отрицательными последствиям своих действий (а в дошкольные годы и своих бездействий, конечно, если они не угрожают его жизни и здоровью.