Дяпкина Юлия
Консультация «Задержка речевого развития у детей»
▼ Скачать
ЗРР отличается от более тяжелых форм недоразвитая речи тем, что малыш прекрасно понимает обращенную к нему речь, не путается в значении похожих по звучанию слов. То есть развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормальной только своими темпами,соответствуя уровню речи ребенка младшего возраста.
В чем причина
Причина задержки могу быть разными. Например, сильная болезнь или токсикоз мамы во время беременности (особенно в период от 4 недель до 4 месяцев, когда у плода идет формирование мозговых структур, родовая травма, асфиксия во время родов, серьезные заболевания и травмы в первый год жизни.
Публикация «Консультация „Задержка речевого развития у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Еще одним фактором задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой он не получает достаточно информации извен,изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребенка, которому достачно мимики, жеста для общения со взрослыми :те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает.
С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения малыша к речи. Рассказывайте обо всем, что он видит или делает. При этом не перегружайте свою речь сложными предложениями, непонятными ребенку словами.
Уделяйте внимание развитию глагольного словаря : где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает, а где спит?Не обойтись без понимания слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом, а где домик)и форм единственного и множественного числа (где стол, а где столы? Где мяч, мячи).
Повод для тревоги. Не нужно сравнить малыша с другими расстраиваться из-за того, что ваш молчит, а его ровесник шпарит, пусть и картавя, наизусть стишок Маршак.
Волнения могут вызвать следующие проблемы:
-в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда вы обращаетесь к нему:
-в 4-7 месяцев не реагирует не перемен интонации, не оборачивается в поисках источниками звука, не употребляет в своем лепете звуков «п», «б», «м».
-в10 -12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослыми слов, не оборачивается, когда его окликают, не имитирует звуки взрослой речи;
-в 1-2 года не может показать изображения на картинке («Где мишка?»)не понимает простейших вопросов.
-в 2-3 года путает понятие «вверх», «вниз». Не может выполнить последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!»)
-в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы : «Кто?», «Что?», «Где». Его не понимают посторонние, он употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.
Малыш гулил, лепетал и даже почти болтал, но вдруг…замолчал. Стоит обратиться к специалистам (неврологу и логопеду)Иногда такая «остановка» может сигнализировать о нарушениях слуха или о неврозе.
Упражнения для развития дыхания.
«Снег»
Возьмите вату, порвите ее на мелкие снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая метель.
«Кораблики»
Сделайте из бумаги кораблик. Опустите в наполненную водой раковину или кастрюлю с водой и дуйте на него по очереди, чтобы кораблик плавал в гости от одного к другому.
«Ветерок»
Возьмите свечки для торта, воткните в пластилин и задувайте. Попросите малыша задувать каждую свечку по
отдельности, а потом все сразу. Это поможет ему научится контролировать интенсивность дыхания.
«Концерт для духовых»
Детские и сувенирные дудки и свистульки-отличный тренажер. Попросите малыша выдувать короткие и длинные звуки.
«Охота».
Сначала вы говорите тихо-тихо несколько знакомых малышу слов, и он также тихо повторяет их за вами. Потом вы кричите громко-громко те же слова и простите малыша прокричать их. Упражнения можно выполнять не только по очереди, но и хором. Оно способствует развитию силы, высоты и тембра голоса.
Развитие мелкой ручной моторике напрямую связанно с развитием речи.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитее артикуляционного и тонкой ручной моторики, расположены близко друг от друга и тесно взаимосвязаны. Рука развивается раньше и «тянет» за собой развитие речи.
С самого раннего возраста, уже на втором –третьем месяце жизни малыша, старайтесь почаще, между делом, делать массаж ручек. Просто поглаживайте, иногда слегка надавливайте ладошку, перебирайте крохотные пальчики, нежно массируйте подушечки пальцев.
Для развития моторике прекрасно подойдут мозаика, конструктор, кубики, пазлы, лепка из пластилина. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Играйте с ребенком в подвижные игры, развивающие умения ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений( «Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси –гуси», а также игры, в которых движения сопровождают речью.
Зарядка для язычка.
Упражнения для развития артикуляции и дыхания выполнять лучше в виде игры,при обоюдном желании взрослого и малыша. Желательно, чтобы малыш находился на одном уровне с вами,то есть глаза в глаза. Так ему удобнее проследить за вашей артикуляцией, за тем,как вы выполняете упражнение. Неплохо, если рядом будет зеркало, чтобы малыш смог «полюбоваться «на себя любимого.
Упражения для развития артикуляции.
«Лягушка»
Растягиваем рот «до ушей» и держим 5-7 секунд. Чередуем со «Слоником»
Вытягиваем губы дудочкой,как хобот у слона,на 5-7 секунд. Эти два упражнения,кстати. весьма полезные и для мамы, поскольку помогает бороться с мимическими морщинами.
«Варенье»
Представим, что вы поели вкусное бабушкино варенье, а теперь нужно медленно облизать губы. Важно, чтобы язык был расслабленный и двигался отводного уголка рта к противоположному. Сна чала верхняя губка, потом нижняя.
«Блинчик»
Высовываем расслабленный язык максимально вниз, буквально кладем на нижнюю губу. Замираем на 5-7 секунд, потом «съедаем».
Предоставим, что наш рот – это пещера. Открываем губы-ворота и смотрим на стражников-сомкнутые зубы (5-7 секунд).Открываем широко, но свободно, без усилий рот, видим обитателя пещеры-язык, который сначала знакомится со стражниками (облизываем зубы,ворота (облизываем губы).
Ребенку исполнилось полтора года. Он весел и активен, все понимает, развит «не по годам». Но….молчит, как рыбка, или довольствуется несколькими словами. Что происходит с малышом, и что делать родителям?
Речь- это высшая психическая функция, свойственная только человеку, которая формируется постепенно и планомерно. В 2-3 и месяца начинается гуляния, своеобразная тренировка дыхания и развитие интонационной системы языка; в 4-6 месяцев появляется лепет, малыш пытается соединить отдельные звуки, тем самым готовясь к словообразованию, к 12-14 месяцам появляются первые слова.
2-2.5 года- переломный период в развитии. Малыш накопил большой пассивный запас слов, его органы артикуляции окрепли. В это время происходит скачок в развитии речи-первые фразы, предложения из трех и более слов. Многие родители рассказывают о «чуде» : ещё неделю назад малыш произносил отдельные слова, а сегодня новые слова льются из него, как из рога изобилия.
Развитие мелкой ручной моторики напрямую связно с развитием речи. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкий ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука развивается раньше и «тянет» за собой развитие речи.
С самого раннего возраста, уже на втором –третьем месяце жизни малыша, старайтесь почаще, между делом, делать массаж ручек. Просто поглаживайте, иногда слегка надавливайте ладошку, перебирайте крохотные пальчики нежно массируйте подушечки пальцев.
Для развития моторики прекрасно подойдут мозаика, конструкторы, кубики, пазлы,лепка из пластилина. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Играйте с ребенком в подвижные игры,разивающие,.Умение ориентироваться в пространстве,ритмично и ловко двигаться,менять темп движений («Лиса и гуси»,»Кот и мыши»,»Гуси-гуси»,а также игры,в которых движения сопровождаются речью.
Мылышам –молчуган полезны игры «Угадай,что звучало?»,»Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот»-они развивают слуховое внимание.