Ирина Польшина
Как развивать речевое дыхание
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Польшина Ирина Дмитриевна
МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь.
Что такое речевое дыхание и как его развивать.
Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания – физиологического. В отличи от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхание вдох и выдох осуществляется через нос, причём!вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха через нос следует пауза и лишь затем длительный выдох через рот, в момент которого и осуществляется речевой акт. Другим словами речевое дыхание – это образование связи звуков при участии дыхания. Если речевое дыхание развито хорошо, дети быстро и без проблем осваивают навыки связной речи.
Публикация «Как развивать речевое дыхание» размещена в разделах
Специалисты отмечают несколько наиболее часто встречающихся проблем при формирование речевого дыхания.
1. Ребенку не хватает воздуха, ребёнок шепчет, не может договорить предложение до конца
2. Слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху.
3. Хронические заболевания (гаймориты).
Как развивать речевое дыхание?
1. Научить ребёнка правильно дуть для развития силы и длительности выдоха (не надувать щёки, воздушная струя направленная).
В отличи от физиологического дыхания, речевое – во многом управляемый процесс. Статистика печальна. У 80% детей речевое дыхание не сформировано. Оно поверхностное, верхнерёберного типа (верхне-ключичное, расширяется верхняя часть грудной клетки, норма – диафрагменное дыхание)с нарушением ритма. При физической и эмоциональной нагрузки нарушается. Объем лёгких существенно ниже возрастной нормы. Поэтому дыхательные упражнения для формирования у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом – неотъемлемая часть коррекционной работы педагогов по упражнению неправильного звукопроизношения и профилактики вирусных заболеваний у всех детей.
Основные этапы (моменты) правильного речевого дыхания.
1. Короткий сильный вдох через нос (плечи не поднимаются).
2. Выдох плавный и длительный без толчков (губы трубочкой, пропеваем звук «О», чтобы было понятно).
3. Выдох через рот, а не через нос. Контроль!
4. Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха пауза 2-3 секунды.
5. Следить, чтобы щёки не надувались. На начальном этапе прижимаем их ладонями.