Людмила Закарян
Что такое произвольность и как ее развивать?
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое произвольность?
Произвольность – это умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам. Является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Для того, чтобы это умение было сформировано, он должен обладать достаточно высоки уровнем саморегуляции. У дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «можно», «нельзя», «надо». Наличие произвольности у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слов регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требования взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг впереди по пути волевого развития.
Публикация «Что такое произвольность и как ее развивать?» размещена в разделах
Исходя из этого, взрослый должен:
• Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей, - тогда у ребенка появится желание в ее достижении
• Направлять ребенка, помогать ему в достижении цели
• Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их
• Воспитывать стремление к достижению результата
Умение организовать рабочее место, поддерживать на нем порядок, своевременно начинать работу – важные навыки, которые необходимо формировать у ребенка к началу школьного обучения.
Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребенка затруднено. Посредником в этом процессе всегда является взрослый: он направляет ребенка, учит контролировать свое поведение, оценивать свою деятельность.
Взрослый должен научить ребенка:
• Понимать и принимать задачу и ее цель
• Планировать свою деятельность
• Подбирать средства для ее достижения
• Преодолевать трудности, достигая результата
• Оценивать результаты своей деятельности
• Принимать помощь взрослых при выполнении задания
Игра «Режим и порядок»
Изготовьте из ватмана полоску с желобком, в который вставьте кружочек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем. Прикрепите полоску на видное место к стене. Объясните ребенку: сделал дело – передвинь кружочек к следующей метке. Дошел до конца – получи приз. Так можно приучить ребенка к порядку.
Благодаря использованию подобных визуальных ориентиров постепенно «внешнее» планирование собственной деятельности переходит во внутренний план и становится правилом, предъявляемым ребенком к самому себе «в уме». В результате у ребенка появляется внутренний контроль за последовательностью действий, формируется умение доводить начатое до конца.