Приложение МААМ

Драмогерменевтический подход к обучению дошкольников

Ольга Ткаченко
Драмогерменевтический подход к обучению дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Что такое Драмогерменевтика»

Что же такое драмогерменевтика?

Драмо - это действие. Герменевтика - это наука об искусстве понимания. Она была весьма популярна в конце XIX века. В ней рассматривались проблемы понимания не только литературных, но и всяких других текстов: живописных, музыкальных, математических, справочных и т. п.

Публикация «Драмогерменевтический подход к обучению дошкольников» размещена в разделах

Сегодня интерес к использованию театрального искусства существует не только у педагогов, психологов, социологов, но и у представителей других профессий, связанных с межличностным общением. Свидетельством тому и является создание драмогерменевтики. Её создатель, Вячеслав Михайлович Букатов, известен как исследователь психологии дидактических игр.

Драмогерменевтическая педагогика – это сопряжение театральной, герменевтической и педагогической сфер.

Драмогерменевтическая педагогика является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока всеми его участниками, включая преподавателя.

В «Хрестоматии игровых приемов обучения» (В. М. Букатов, А. П. Ер-шова; М. ,2000 и М. ,2002) собраны приемы, с помощью которых учитель может так или иначе «закрутить» обучающую ситуацию на своем уроке. Смысл же подобных социо - игровых инициатив в том, чтобы, у всех присутствующих вместо, например, зависти, презрения или равнодушия, возникало бы всех объединяющее, подлинное и вполне деловое сочувствие. И в учениках — к окружающим их соседям, и в учителе — к каждому из его учеников.

Драмогерменевтику можно рассматривать даже не как прием, а целое направление в педагогике.

Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога. Когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы.

Если расшифровать сам термин — то в переводе с греческого:

drama — «действие»

hermeneutikos — «толкование, разъяснение».

То есть, получается, что драмогерменевтика — это «толкование через действие».

Полного обоснования и описания драмогерменевтической технологии пока нет. В методике есть лишь некоторые наработки из опыта учителей, которые еще ждут обобщения.

Основные положения драмогерменевтического подхода нашли достаточное отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте. В нем, как и в основных положениях драмогерменевтики, особое внимание обращается не только на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, но и на личность педагога.

Отмечается, что для современного дошкольного образования весьма важным является умение педагога строить развивающее вариативное образование так, чтобы оно было ориентировано на зону ближайшего развития каждого ребенка, учитывало его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Как сделать занятие интересным и продуктивным одновременно?

Какие приёмы воздействия наиболее эффективны?

Как по-новому, исходя из конкретных, незапланированных условий, срежиссировать занятие?

Как «понестандартнее», поживее и поинтереснее подготовить и провести своё очередное занятие?

Педагог должен:

владеть выразительностью действий;

уметь выражать свои мысли, чувства таким образом, чтобы они воздействовали на других, подталкивали их к творчеству.

Педагог может корректировать своё поведение, менять и исправлять его элементы, чтобы поддержать интерес, настойчивость в овладении умениями и навыками. Тогда для педагога совершенствование его собственного поведения становится как бы целью. Педагог освобождается от абстрактных разговоров о дидактических и воспитательных целях и задачах. Сущность такого освобождения и составляет понятие «драмогерменевтическая педагогика».

Но когда работа педагога не строится на его внимании к взаимодействию с детьми, к общению и с ними, и их между собой, то специфичность педагогического труда бесследно исчезает.

Если же, работая по одним и тем же конспектам, ты умудряешься сохранить неповторимость своего поведения, то очевидно, что руководствуешься не только или не столько записанными в конспектах «классическими формулировками» целей и задач используемых упражнений и заданий, а чем-то другим, что и позволяет тебе достичь естественного разнообразия живых педагогических результатов.

Драмогерменевтический подход к обучению дошкольников обеспечивает такое построение занятия, при котором все дети активны, деятельны, «обращены» не к педагогу, а друг к другу. Достигается это игровой формой организованной образовательной деятельности и организацией детей в небольшие рабочие подгруппы.

В каждой из них дети на протяжении всего занятия меняются ролями друг с другом и месторасположением в «малой группе». При таком подходе к обучению организованная образовательная деятельность детей происходит, как и должно быть у дошкольников, более естественным образом, а значит без вреда для их психологического здоровья.

Драмогерменевтике нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в тех или иных источниках. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, выразительностью речи и движений, в пробуждении и взращивании лучших качеств доверенных педагогу детей.

На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», но обращать внимание ребенка на точность выполнения действий.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательно отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

Подведем небольшой вывод:

«драмогерменевтика» - это, толкование через действие.

В основе «драмогерменевтики» лежит социоигровой стиль обучения («социо» – небольшими группами, «игровой» – неформальный, увлекательный, интересный детям).

Дети, объединенные для работы в несколько малых группах (например, тройки или четверки, получив одну и ту же идею-задание, приступают к «коллективному» творчеству, чтобы потом представить на суд сверстников свой шедевр. Например, коллективные работы по изобразительной деятельности, выполнение трудовых поручений, показ раннее разученных мини – инсценировок, упражнения, эстафеты парами, тройками.

Использование «драмогерменевтики», позволяет решить такие задачи в воспитании дошкольников, как:

- развитие коммуникативных навыков детей,

- формирование умения воспитанников использовать полученные навыки в сотрудничестве друг с другом;

- обучение детей умению анализировать, сравнивать варианты выразительной передачи образа;

- удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.

Где же на практике в жизни детского сада мы можем применить и давно уже применяем драмогерменевтику?

Пример 1.

Например «Этап №1. Блуждание по тексту».

Это универсальное начало для любой герменевтической деятельности.

Начинается этот этап после формулировки темы, цели урока и проблемного вопроса, на который дети будут искать ответ, «блуждая по тексту». Мы начинаем то и дело обнаруживать в нем что-то нам уже известное, близкое и понятное.

Например, кукла потеряла бантик, мишка не найдёт свой домик, чашки сказочных персонажей рассыпалась на осколки.

В соответствии с поставленной задачей ребята могут обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые в тексте:

портрет героя,

его поступки,

интерьер,

вставные конструкции.

Именно с неожиданного обнаружения ребенком каких-то странностей для него и начинается освоение зоны своего ближайшего развития.

Этап № 1. Блуждание по картинке

Блуждание по картинке один из социо-игровых приёмов родной педагогики для углублённого изучения и понимания изображений. В помощь взрослым для обучения детей глубокому и осмысленному пониманию, развитию своего видения. Для изучения новых учебных материалов. Для знакомства и изучения искусства. Для интересных занятий.

Создавать на своих занятиях такие ситуации, чтобы дети не только реально находили всевозможные странности в изучаемом материале, но и смело, с удовольствием объявляли о своих находках, выставляя их на всеобщее обсуждение.

Если дети работают с небольшим произведением, то можно попросить нарисовать услышанное, решить логическое задание, выполнить аппликацию, лепку или пересказать сюжет.

Пример 2.

Этап №2. Поиск странностей.

Странности, обнаруженные детьми, могут проявляться в портрете героя, в его речи, поведении, поступках; в том, какое представление сложилось у ребенка о каком-либо предмете и как его изображает автор в своем произведении. Как педагог даёт уточняющие или взаимоисключающие варианты выполнения задания. Например, стоят или нарисованы три домика. Задание найти зайчика. Зайчик спрятался не в низком домике и не в синем домике.

Пример 3.

Этап №3. Смысловые связи.

«Необычные детали» задания, изображения облекаются смысловыми связями и поэтому перестают быть странностями. На месте прежних странностей появляются разные версии их смыслового взаиморазрешения, происходит переосмысление содержания произведения, раскрывается его подтекст. Например, «Какая сейчас погода, если кукла Катя надела панамку, сарафан и босоножки»?

В результате поиска странностей у детей непроизвольно начинают появляться какие-то смысловые связи. У каждого смысловые связи будут своими, индивидуальными.

И тут же дети устанавливают: «Люди странно одеты», или: «У них странная обувь». При этом кто-то тут же начал возражать — дескать, это никакая не странность, потому что они живут не сейчас и в другой стране, а там тогда все так ходили.

Пример 4.

Этап №4. Выражение замысла.

На этом этапе дети делятся своими открытиями, предоставляют свой творческий образовательный продукт: выразительное чтение, инсценировка, рисунок, графические изображения, проведение репортажа с места, где разворачиваются события рассматриваемого произведения или нахождение предмета, отгадки.

Сейчас воспитатели стали регулярно планировать творческие игры, игры – драматизации, театрализованные игры, учить детей разнообразию диалогов, межролевых действий в сюжетно – ролевых играх.

Дошкольники предпочитают несложные, примитивные игры. Например, для своей свободной драматической игры они не требуют специальной декорации и обстановки. Они могут домыслить, «преобразить» в своем воображении окружающую действительность. Дети играют для себя, а не для зрительного зала.

Такие постановки помогают ребенку сосредоточить внимание на самом действии.

Но некоторые дети увлекаются и развлекаются аксессуарами, костюмами, декорациями. В результате они отвлекаются от первоначального замысла.

Поэтому необходимо дошкольникам предоставлять возможность выбрать лишь самое необходимое для игры.

Это предохраняет нетронутый вкус дошколят от натуралистических форм. Это развивает рост эстетического чувства и эстетического суждения детей.

Драмогерменевтический подход позволяет педагогике быть реально практическим искусством.

О смене мизансцен на занятии.

Почему на традиционных занятиях сочувствие у детей само по себе обычно не возникает? Как правило, потому что мешают мизансцены. Если на занятии нет сочувствия, то мы должны начать менять «рабочие мизансцены». То есть, прямо на занятии начать экспериментировать с размещением своих воспитанников. Точнее — с расположением малых групп, рабочих компаний.

Перебирая и примеряя всевозможные варианты давать всей группе возможность на себе проверить комфортность предлагаемых детьми размещений, педагогу нужно «здесь-и-сейчас» искать те позиции, те места и те расположения, которые окажутся группе удобными для работы. Тогда детям начнет открываться нечто интересное, как будто на них что-то снизошло…

Например, актёры на репетициях всегда в поиске «удобных» мизансцен. Для этого они перемещаются по сцене, и так, и сяк примеряясь в пространстве, пока подходящая мизансцена не будет найдена.

Важна комфортность мизансценического расположения каждой из рабочих групп пространстве.

Это особо важно при реализации заключительного звена герменевтической цепочки.

В процессе применения этого метода, дети приобретают опыт создания образа характерными движениями, мимикой жестом, а также опыт представления ситуации и сюжет её развития, фантазируют, придумывают.

Но самое главное – дети учатся говорить друг с другом, убеждать, доказывали, предлагают свои варианты, общаются. Дети приобретают навыки общения, а это очень важно в наше время.

Основные составляющие ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКИ :

I. О педагогике, как реально практикующем искусстве.

Совершенствование своего собственного поведения освобождает педагога от многих абстрактно-педагогических разговоров о дидактических и воспитательных целях, задачах и методах.

II. О трёх составляющих драмогерменевтики.

Освоение драмогерменевтики неизбежно связано с накоплением личного педагогического и жизненного опыта. Чем старше педагог, тем более связно могут формироваться его представления о драмогерменевтике.

III. Театральная составляющая.

Во время репетиции актеры в поисках «зерна» роли совершают великое множество попутных действий. Зрители же на спектакле, как и дети на занятии, живут гораздо пассивнее, так как ограничены в совершении попутных действий.

IV. Герменевтическая составляющая.

Когда количество странностей начинает превышать «критическую массу», для субъекта наступает их взаиморазрешение новым смыслом. Странности исчезают, уступая место новому пониманию, более углубленному, детальному, эмоционально обновленному.

V. Педагогическая составляющая

Нередко педагог искренне желает быть отзывчивым, но не замечает, что инициативу на занятии отдает не вовремя, «дистанцию» во взаимоотношениях не меняет, в демонстрации своих сил несдержан, а в поиске общих интересов (или в следовании им) неустойчив.

Педагог должен то двигаться и руководить, то всматриваться и видеть, то говорить и слышать, то на других, то на себя.

«Напомним, что одна из сверхзадач социоигровой педагогики заключается в том, чтобы учителям на своих уроках захотелось не столько говорить самим, сколько слушать обучаемых детей : что же говорят и что думают сами дети, что они сами считают интересным» (В. М. Букатов)

В основе лежит социоигровой стиль обучения. Социо – означает небольшими группами, игровой – означает неформальный, увлекательный, интересный детям.

Педагог – профессия по призванию. Она требует от человека не только специальных знаний, но и огромного творческого потенциала. Учитель не делает карьеры. Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. И силы для каждодневного вдохновения учитель черпает только в сознании величия своего дела.

Современный педагог, если он мастер, выступает сразу в нескольких ипостасях: талантливый театральный актер, грамотный сценарист, опытный режиссер конструктивного взаимодействия и, конечно же, эмоциональный дирижер. А для того, чтобы воздействие на аудиторию было продуктивным, имело обратную реакцию, необходимо сценарий занятия выстраивать по законам драматургического действия : пролог завязка развитие действия кульминация развязка эпилог. Катарсис? – Желательно! И непременно, действия должны быть особенными, с прелестью нераскрытой тайны, с загадкой, которую хотелось бы понять и найти своё (только своё) решение.

Библиографический список:

1. Букатов В. М «Основные составляющие драмогерменевтики».

2. Ершова А. П., Букатов В. М. «Театральные подмостки школьной дидактики», «История социоигровой педагогики, драмогерменевтика».

3. Интернет ресурсы https://biblioteka.teatr-obraz.ru, https://www.openlesson.ru/, https://dovosp.ru/.

4. Чермокина Р. Ш. «Проблемы интеграции театральной и традиционной педагогики в решении общих задач обучения».

Публикации по теме:

Лэпбук «Школа Светофорика» как интерактивное пособие по обучению дошкольников ПДДЛэпбук «Школа Светофорика» как интерактивное пособие по обучению дошкольников ПДД Для участия в районном конкурсе педагогического мастерства был представлен лэпбук «Школа Светофорика». Лэпбук выполнен в виде папки формата.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников. Тематическая неделя «Мы поедем в зоопарк» Основные направления образовательной работы Формы организации образовательной деятельности Средства, методы, приемы в работе с детьми в.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжахМетодические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах Методические рекомендации по обучению дошкольников приемам ходьбы на лыжах. Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных.

Плакат по обучению ПДД дошкольников и проведению профилактической деятельности по ДДТТПлакат по обучению ПДД дошкольников и проведению профилактической деятельности по ДДТТ Плакат по обучению ПДД дошкольников и проведению профилактической деятельности по ДДТТ На пороге начала 21 века информатизация образовательной.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Драмогерменевтический подход к обучению дошкольников
Опубликовано: 29 октября 2023 в 11:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Драмогерменевтический подход к обучению дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ткаченко (УИ 290908) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД