Эльвира Шафиева
Открытый урок по окружающему миру «Что такое деньги?» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок по окружающему миру.
Класс : 3
Тип урока : Объяснение нового материала.
Методы обучения: проблемный, наглядный, практический, словесный.
Формы организации работы на уроке : групповая, фронтальная.
Тема: «Что такое деньги?».
Цели:
1. Познакомить с историей возникновения и развития денег.
2. Познакомиться с денежными единицами нескольких стран.
3. Изучить монеты и банкноты России.
Публикация «Открытый урок по окружающему миру „Что такое деньги?“ в 3 классе» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
4. Познакомиться с ролью денег в экономике.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация, рабочие индивидуальные листы, монеты и банкноты различного достоинства (образцы).
1. Организационный этап.
1.1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Меня зовут.
Прежде чем начать наш урок, скажите мне пожалуйста, все ли можно купить? (Варианты детей. Нельзя купить здоровье, дружбу, любовь, уважение, доверие.)
А осчастливить деньгами себя или кого-то можно? (Размышляем, обсуждаем).
2. Постановка цели.
Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма по книге Николая Носова «Незнайка на луне». Смотрите внимательно. После просмотра мы определим тему сегодняшнего урока и обсудим цели. Итак, ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (о деньгах). Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
3. Актуализация знаний.
Ребята, а знали ли вы что название Рубль в далеком прошлом вырубили топором? Никогда не задумывались, почему Рубль так называется?
А чтобы узнать это, нам придется заглянуть в далекое прошлое. Но, прежде чем туда отправиться, я попрошу вас открыть рабочие листы и посмотреть первое задание. В ней даны определения, с которыми мы сегодня будем знакомиться. Но для начала, я хочу проверить может многие из этих понятий вам уже знакомы. Вам нужно выбрать правильное соответствие между понятием и его определением. А в конце урока мы снова вернемся к нему. Это будет вашим индивидуальным заданием до конца урока. Время на выполнение 2 минуты.
4. Получение новых знаний.
А теперь заглянем на много лет назад. Как вы думаете были ли деньги у первобытных людей? (Ответы детей)
С древних времён люди научились выращивать растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог всему научиться сразу. Пришлось людям поделить работу между собой. Кто-то делал посуду, кто-то выращивал растения, кто-то разводил животных или охотился на них. И как вы думаете, что они делали с избытками продуктов своей деятельности? (Они их обменивали.)
Такой обмен товарами, при котором не требовались деньги и назывался БАРТЕР. Запомнили это слово? Не забудьте фиксировать и проверять в рабочих листах, правильно ли выбрали определение к этому слову в начале урока.
Представим следующую ситуацию. Посмотрите на экран. Что вы можете сказать об этой ситуации? ___
Посмотрите на схему: можно ли обменять корову на барашка. Вы бы согласились отдать корову и взять барашка. Да нет, конечно. А почему? (Одному не выгодно.)
И таких случаев было много, когда не сходились в цене предлагаемые товары.
Попробуйте предложить выход из ситуации. ___
А теперь, вспомните пожалуйста первые строчки сказки «Муха-Цокотуха» К. Чуковского? Каким образом Муха приобрела самовар? Что значит купила?
Муха воспользовалась новым видом обмена, который называется КУПЛИ-ПРОДАЖА. Чем же он отличается от бартера? Это такой обмен, в котором участвуют деньги. Купить товар, значит обменять его на какое-то количество денег. Вот тогда определяли ЦЕНУ товара. То есть, сколько денег нужно отдать за один товар.
Итак, ребята, мы сейчас с вами с какими понятиями познакомились? (Бартер и купли-продажа)
5. Первичная проверка усвоения знаний.
А сейчас выполним следующие задания.
Нам нужно разделиться на группы. 3-4 парты каждого ряда делятся на группы. Ваша задача смоделировать ситуацию «бартер» подобрав равноценные товары. 3 парта предлагает товар 4 парте, а 4 парта подбирает товар для обмена. 2 примера на группу.
Пока наши группы работают, с остальными разбираем следующие ситуации:
1. Миша пришел в магазин и хочет купить себе бутылочку сока и две булочки. Что он может предложить продавцу для обмена? Какой вид обмена будет выбран в данной ситуации? ___ .
2. Грише родители купили две тетради с котятами, но он больше любит собак. А вот у Арсения две тетради с щенятами, хотя Арсений очень любит кошек. Как они могут выйти из этой ситуации. Какой вид обмена будет использован в этой ситуации?.
Итак, теперь посмотрим, как справились 3-4 ряд. Объясните свой выбор.
Давайте сделаем вывод.
Любой обмен товарами должен нести выгоду обеим сторонам.
Предлагаю отдохнуть!
Физминутка
6. Получение новых знаний (продолжение)
Деньги, считают величайшим изобретением человечества. Давайте подумаем, как могли выглядеть первые деньги?
Тогда люди перепробовали многое в качестве денег: шкурки животных, красивые камни, ракушки, соль, зерно. К примеру, барашка можно было купить за мешок соли. Давайте подумаем, сколько нужно было бы принести соли, чтобы купить корову?
А как вы думаете продавцу коровы нужно столько соли? Нет.
Многие эти деньги были не долгосрочны. Зерно поедали мыши, шкурки поедала моль, другие быстро портились. Да и носить с собой, допустим, столько соли, в качестве денег тоже было неудобно.
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны были портиться при хранении.
Люди научились добывать металлы и на смену шкуркам, камням, ракушкам пришли металлические слитки. Из них делали украшения, домашнюю утварь, инструменты. В итоге стали чеканить монеты. Первые монеты выглядели совершенно иначе, нежели сейчас.
К примеру, гривна – это небольшой брусочек серебра весом в 200 гр. А когда нужно было заплатить не целую гривну, а только ее половину, гривну рубили. И вот этот обрубленный кусочек и стали называть рублем, от слова «рубить».
Кстати, у копейки тоже происхождение названия интересное. Это будет вашим домашним заданием. Узнать, почему копейка так называется.
Практическая работа № 1.
Сейчас предлагаю рассмотреть российские монеты. На ваших рабочих местах вы можете найти образцы российских монет. Я попрошу вас разделить на группы. По какому показателю вы их разделите? (Рубли, копейки).
Рассмотрим рубли. Что изображено и написано на монетах? Сравните.
Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны. Как они называются?
Найдите ребро, номинал, легенду.
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (1 рубль, называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифрой I. Она очень напоминала решетку, которая в разговорной речи стала решкой. Сторона, на которой изображен герб, - лицевая. Она называется «аверс», или «орел». Ребро монеты – «гурт», надпись – «легенда».
Покажите на монете все части и назовите их. Что можно узнать из надписей на монете.
Парная работа: Рассмотрите бумажные банкноты и что вы можете рассказать о них?
Рубль закрепился в России и является государственной денежной валютой. И обозначается условным знаком (изображение символа на экране)
Мы также можем посмотреть символы денежных единиц и других стран. (доллар, евро, юань).
Запоминайте. Чуть позже у вас будет задание подписать эти валюты.
У металлических денег все же оказался важный недостаток, попробуйте догадаться. (Они тяжелые и занимают много места)
Богатым купцам, которые вели торговлю с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз. И поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
А в России это произошло в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. В то время они назывались ассигнациями. Портрет Екатерины II украшал 100-рублевую купюру.
Со временем люди поняли, что носить бумажные банкноты намного легче. А все золото хранилось в банках.
Что вы можете рассказать о современных деньгах? Сейчас постоянно ли люди пользуются бумажными деньгами или монетами? Нет. Люди перешли на новую форму денег Безналичные. Денежные средства хранятся не в кошельке, а в пластиковой карте.
Итак, мы с вами рассмотрели весь путь денег с момента их зарождения. Какой вывод можно сделать на основе полученных сегодня знаний?
Человек постоянно стремился облегчить себе жизнь.
Подведение итогов.
Пришло время подвести итоги. Что нового вы сегодня узнали для себя? Какой информацией вы хотели бы поделится с другими?
Рефлексия.
И теперь, ребята, обратите внимание на ваших столах лежат бумажные купюры. Оцените пожалуйста свою работу на уроке. Если вы считаете, что урок наш прошел интересно и познавательно и у вас не остались вопросы по теме, поднимите вверх 5000. Если же вы считаете, что были некоторые трудности при выполнении заданий или остались вопросы, выбираете купюры с меньшим номиналом. Спасибо дорогие ребята, что сегодня были со мной. Мне очень приятно было с вами поработать. И я хочу сделать вам небольшой подарок. Вот это крошечное денежное дерево пускай будет радовать вас в вашем классе. Я попрошу старосту аккуратно отнести его в свой класс. А этот мешочек с монетами прошу разделить между собой. И пусть ваша жизнь будет сладкой как эти монеты!
Домашнее задание на рабочих листах.
Итак, домашние задания у вас записаны на рабочих листах.
1. Вспомнить названия произведений и автора,
где попадались ситуации бартера и купли-продажи. (5-6 произведений)
2. Узнать, как появилось название «Копейка»
3. Заполнить схему развития денег рисунками.