Ирина Шишкалова
Что должен знать и уметь руководитель фольклорного ансамбля
Что должен знать и уметь руководитель
фольклорного ансамбля
Ирина Михайловна Шишкалова
Вступление
С конца 70-х годов ХХ века и по сей день создается большое количество детских фольклорных коллективов. Руководителями таких коллективов становятся народные исполнители, которые являются носителями традиционной песенной культуры своего края или выпускники музыкальных учебных заведений, изучающих народное творчество.
Публикация «Что должен знать и уметь руководитель фольклорного ансамбля» размещена в разделах
1. Организация детского фольклорного коллектива
Для начала необходимо создать детский фольклорный коллектив. Без организаторских способностей здесь не обойтись. Необходимо провести набор учащихся, привлечь в коллектив детей, которые возможно и не знают, что такое фольклор. Все это требует тщательной подготовки. Готовясь к первому знакомству с детьми нужно хорошо продумать, что сказать, чем заинтересовать. Педагоги начальных классов советовали мне надеть народный костюм и, придя к ним в класс, что-нибудь спеть. Такой ход я посчитала неверным. Народный костюм я все же надела, но решила, что начинать знакомство с ребятами надо с того, что им близко, а именно с игры. Дети быстро выучили игровой песенный напев, поняли условия игры, и вот они уже сами действующие лица. После проведения игры можно устроить народный оркестр, состоящий из шумовых народных инструментов. Раздать детям инструменты, объяснить, как на них играть, и дети готовы к исполнению. Понятно, что наш оркестр далек от совершенства, да и мы не ставили себе такую задачу. В конце нашего знакомства лица детей сияли. Они поняли, что фольклор - это что-то интересное. Вторым этапом является выступление на родительском собрании. Родители поступающих детей всегда задают один и тот же вопрос: «А что такое фольклор?». Когда «варишься» в фольклорной среде, то и не подозреваешь, что есть люди, которые даже не знают, что такое фольклор. Такое обстоятельство дел показывает, что прервана преемственность поколений, и что фольклорная музыка отсутствует в средствах массовой информации. А нам не помешало бы такая фольклорная «Фабрика звезд». В разговоре с родителями важно вызвать заинтересованность в уроках фольклора. Ведь что греха таить, актуальность занятий английским языком или плаванием пояснений не требует. Родители для нас будут первыми помощниками. Только такой союз, как: учитель, ученик, родитель ведет к успешному обучению. Начиная первые занятия, следует помнить, что дети еще не подготовлены к восприятию традиционной народной музыки, и слушание экспедиционных записей народных песен может вызвать у детей непонимание и даже отторжение. Поэтому начинать занятия лучше с рассказа о том. Как люди жили, какие песни пели, и что эти песни для них значили. Познакомьте детей с обрядами и народными праздниками. Такие рассказы станут хорошей почвой для понимания народной песни. Узнайте у детей, какие считалки, загадки, скороговорки они знают, какие русские народные сказки они помнят, в какие русские народные игры они играют. Попробуйте спеть игровые песенные напевы и поиграть в уже известные детям игры. Использование знакомых песен, игр, загадок, считалок будет «мостиком» в мир фольклора. Создавая коллектив, руководитель должен выбрать творческое направление, которое во многом определит подбор репертуара.
2. Формирование репертуара
Педагог должен уметь грамотно составить репертуар. Очень важно, чтобы в репертуар входили произведения детского музыкального фольклора такие как : потешки, прибаутки, приговорки, игровые песенные напевы, считалки и дразнилки. Эти произведения легко воспринимаются детьми. Детские песни развивают музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание, артикуляцию, голосовой аппарат и готовят детей к разучиванию более сложных произведений. Репертуар можно пополнить произведениями разных жанров. Плясовые, игровые, хороводные, календарные, шуточные песни очень хорошо подойдут. Главное, чтобы эти песни были понятны по содержанию и доступны по напеву. Народные песни различаются не только по жанру, но и по месту их бытования. Одна и та же песня, спетая в разных областях, будет звучать по-разному, благодаря особенностям диалекта и исполнительским традициям. Без диалекта нет народной песни. А чтобы изучить говор и исполнительские традиции разных областей России руководителю необходимо участвовать в фольклорных экспедициях и изучать экспедиционные материалы.
3. Вокально-хоровая работа
Руководитель должен быть хорошим хормейстером и владеть народной манерой пения. Поскольку народная песня перенималась с голоса, то педагогу необходимо своим исполнением донести народный колорит, используя вокальные приемы и особенности диалекта. Начинать занятие следует с распевания. Сюда войдет работа над: певческим дыханием, дикцией, гибким звуковедением, светлым звуком, чувством опоры, разговорной манерой пения и грудным резонированием. Многократное повторение одного и того же напева тренирует музыкальный слух. Часто родители спрашивают: "А что если у ребенка нет ни голоса, ни слуха?" Я всегда отвечаю. Что народная песня поможет развить и слух, и голос. Было бы желание. Разучивание новой песни лучше начать с проговаривания слов в ритме песни, соблюдая диалект. Затем пропеть выученный материал на одной ноте. Только потом переходить к напеву. Поработав над однологосием, достигнув единой манеры пения и чистоты интонации, можно переходить к многоголосию. В народно-хоровом пении четыре основных вида многоголосия: гетерофонный, подголосочно-полифонический, втора и аккордово-гармонический. Наиболее древний и доступный для детей является гетерофонный вид. Встречается он в песнях Брянской, Смоленской, Орловской, Курской и других областях России. С него и следует начинать обучение навыкам многоголосия. В народе говорят: «Песня льется». Достичь такого льющегося звука можно с помощью цепного дыхания. Как правило, дети дружно берут дыхание между фразами. Я всегда привожу им в пример поезд. Каждый вагон - это фраза. Если мы возьмем дыхание между фразами, то вагон отцепится. И до места назначения доедет только паровоз. Объяснения доступными для детей средствами всегда дают хорошие результаты. Многие народные песни исполняются без сопровождения, поэтому надо овладеть и этим навыком. Здесь нужно опираться на более музыкальных детей. Они поведут за собой остальных. Начинать обучение пению без сопровождения лучше на примере песен – диалогов, или песен, в которых каждая строка повторяется. Наиболее продвинутые в обучении дети станут запевалами. Они возьмут на себя роль лидера, ведь народная песня исполняется без дирижера.
4. Актёрское мастерство
Руководитель должен владеть актерским мастерством, обладать режиссерским видением. Грамотно составить концертную программу, включая пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки. Иметь навык написания сценария народного праздника, обряда, фольклорного спектакля. Наиболее интересными для детей являются песни с элементами игры. Разыгрывания действия по сюжету песни развивает в детях актерские навыки. Еще более сложным и интересным станет участие в постановке целого обряда, народного праздника, фольклорного спектакля. Каждый ребенок, участвуя в фольклорном спектакле должен хорошо понимать назначение выполняемых им действий. Задача руководителя донести до ребенка суть исполняемого добиться осознанной игры.
5. Хореография
Руководителю необходимо уметь поставить танец, самому показать, как исполняется то или иное движение. Иными словами руководитель должен владеть навыками хореографии, основываясь на традиционной народной культуре. В каждой местности свои неповторимые яркие образцы народной хореографии. Начинать работу над движением надо с первых занятий. Хочу поделиться экспериментом, который проводится в фольклорном ансамбле «Талица». «Талица» - от слова таять, проталинка. Это время ранней весны, когда пробуждается вся природа, появляются первые подснежники, зарождается новая жизнь. Набрав детей из начальной школы, половина из которых составляли первоклассники, я решила попробовать подготовить концертную программу, в которую вошли три разноплановых произведения. Все песни я объединила единой сюжетной линией. Таким образом, детям нужно было петь, танцевать, играть на народных инструментах и проявить свои актерские способности. Все бы ничего, но времени на подготовку у нас было полтора месяца. Дети быстро выучили песни, а вот добиться чистой интонации, единой манеры пения, легкого, полетного звука было непросто. Но когда я увидела, что дети не могут идти простым шагом в такт музыки, я чуть не пожалела о своей затее. Из урока в урок дети учились ходить под музыку, помогая себе хлопками, следя за осанкой. Вскоре у них стало получаться, но ходили они, как на параде на прямых ногах. Тогда началась работа над характером шага, над движением рук. Сначала получалось неуклюже, но постепенно движения стали органичными, естественными. Только после этого можно было переходить к постановке танца, разучиванию движений и фигур хоровода. Одновременно шла работа над пением, движением и актерской игрой. Через два месяца дети были готовы к показу. Первое наше выступление состоялось на городском конкурсе. Дети оправдали мои надежды, получив звание дипломантов и положительные отзывы жюри, которые были очень удивлены сроками подготовки.
6. Инструментальная музыка
«Без гармони, без дуды ходят ноги не туды» - это слова из народной песни свидетельствуют о том, что инструментальная музыка является неотъемлемой частью традиционной народной культуры. Инструментальная музыка существует самостоятельно, в виде наигрышей, а также служит музыкальным сопровождением многих народных песен. Исполнение некоторых из них просто не возможно без участия народных инструментов. В детском фольклорном ансамбле в основном используются шумовые и духовые народные инструменты такие как: ложки, трещотки, коробочка, рубель, бубен, кугиклы, свирель, жалейка, свистулька, окарина. Поэтому руководителю необходимо самому владеть игрой на таких инструментах, и передать свой опыт детям. Кроме того, руководитель должен использовать народные инструменты органично, не нарушая народных традиций. Инструментальная музыка обогащает народную песню, делает ее более интересной, создает особый колорит, а также помогает детям в процессе игры развить чувство ритма и укрепить дыхание.
7. Народный костюм
Коллектив набран. Начались занятия. Не за горами первые выступления. Пора задуматься о том, в чем дети будут выступать, каким будет лицо коллектива. Очень важно среди огромного разнообразия народных костюмов выбрать именно тот стиль, который бы соответствовал творческому направлению коллектива, подчеркнул бы его индивидуальность, и эта задача ложится на плечи руководителя. Костюмы могут быть как этнографические, так и стилизованные, как одинаковые для всех участников коллектива, так и совершенно разные. Одинаковые костюмы желательно дополнить за счет различных элементов костюма, а разные объединить единым стилем. Создавая костюм важно выбрать нужные ткани, преобладающие цвета, украсить тесьмой, вышивкой или кружевом. Определить детали костюма, головной убор, украшения. Пошив костюмов требует немалых материальных затрат. К сожалению, не все коллективы обладают необходимыми средствами. Но не стоит отчаиваться. Самый простой ситцевый сарафанчик, выполненный со вкусом и любовью, может выглядеть лучше любого вычурного костюма из дорогих тканей.
Заключение
Поскольку фольклор является синкретическим жанром, т. е. объединяет в себе песню, танец, народный театр, инструментальную музыку, то без знаний по этим составляющим фольклора создание ансамбля и его развитие не возможно. Есть коллективы, в творчестве которых помимо хормейстера участвуют: хореограф, режиссер, педагог по народным инструментам. Но в большинстве случаев коллектив возглавляют хормейстер и концертмейстер. Поэтому роль недостающих специалистов должен взять на себя руководитель. Надо помнить, что все дети разные и постараться найти к каждому индивидуальный подход. Руководитель также должен обладать организаторскими и педагогическими способностями. А самое главное привить любовь к традиционной народной музыке.