Эльвира Аминева
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с новой авторской сказкой. Продолжать учить узнавать сказки по заданию. Продолжать учить отвечать полными предложениями. учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Публикация «Чтение сказки А, Ремизова „Хлебный голос“» размещена в разделах
Развивающие: Развивать способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет. Совершенствовать умения художественно-речевой деятельности; Развивать воображение, фантазию, мышление, усидчивость, внимание
Воспитательные: Воспитать интерес к авторским сказкам. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, сострадание, взаимопомощь.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Средства реализации: детская художественная литература; оборудование для посадки семян пшеницы, стенд с книгами, ноутбук, карточки для построения мнемотехнической дорожки.
Методические приемы: Словесный, игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный. Художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, самостоятельная деятельность детей.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о хлебе, рассматривание иллюстраций, загадывание и отгадывание загадок по теме, заучивание пословиц и поговорок
Словарная работа: сноха, большухой быть, намедни, на обедне, седни пел, слыхали.
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам посетить удивительное место. Оно находится в нашей группе, для этого вам нужно будет отгадать загадку:
Загадка
Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
Дети: Библиотека.
Воспитатель: Правильно! Мы с вами обязательно побываем в настоящей детской библиотеке, а пока посетим нашу, которая разместилась у нас в группе. Она очень необычная.
Дети проходят в группу, педагог уточняет правила поведения в библиотеке.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего ходят в библиотеку?
Дети: Читать книги, узнать что-то новое.
Правила: Нельзя шуметь, телефон должен быть выключен или включен на беззвучном режиме, в библиотеке запрещается есть, разговаривать нужно шепотом.
Воспитатель: Напомните, пожалуйста, как нужно обращаться с книгой
Дети: Нельзя мять и рвать листы книги, рисовать в ней. Перелистывать нужно за верхний правый угол и пользоваться закладкой.
Поисковый этап
Педагог предлагает детям рассмотреть, какие книги разместились на полках в библиотеке. Проходят по группе от выставки к выставке.
На I стеллаже живут сказки русские народные сказки, украинские. (Например)
Воспитатель: Какие книги здесь живут? Как вы догадались?
Дети: По картинкам, нам читали эти сказки родители и воспитатели.
На II авторские сказки. На третьем стеллаже разместились книги с рассказами поучительными сказками.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти книги. Если внимательно посмотрите, то увидите, что они объединены одной темой. ( На полке книги: К. Паустовского «Лисичкин хлеб», «Теплый хлеб», УНС «Колосок», «Пирожок», С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской и др.)
Дети приходят к выводу, что все эти книги о хлебе.
Воспитатель: На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то очень дорогому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.
Мы с сами уже читали произведения о хлебе, знаем с вами известные пословицы. Давайте вспомним … ( вспомнили: Хлеб всему голова и т. д.)
Воспитатель: Хотите узнать еще о хлебе?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю со сказкой, которая называется «Хлебный голос» написала её Ремизов Алексей Михайлович. Слайд1 портрет
Как вы думаете, что это за голос такой — хлебный? А какие есть голоса?
В тексте вам встретятся такие слова: сноха, большухой быть, намедни, на обедне, седни пел, слыхали. Вместе с педагогом дети выясняют значение слов (сноха – жена сына, большухой быть — самой старшей (главной, намедни –не днях, недавно, на обедне-утром или в первую половину дня (до обеда, седни петь-сегодня петь, слыхали – слышали)
Основной этап
Дети садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание на осанку.
Презентация сказки.
Чтение сказки. После окончанию чтения проводится физкультурная минутка.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Педагог продолжает беседу по произведению еще раз повторяет концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен».
Воспитатель: О ком эта сказка?
Дети: О царе у которого было 3 сына, были у них жены. царь решил их испытать, чтобы узнать кому из них быть старшей (главной)
Воспитатель: что он попросил их сделать?
Дети: Ответить на вопрос: «Какой голос дальше слышен?»
Воспитатель: что ответила царю старшая сноха? Чей голос дальше всех слышно?
Дети: Она сказала, что голос бычка дальше всего слышно громкий.
Воспитатель: Что ответила средняя сноха?
Дети: Голос петуха дальше всего слышно,
Воспитатель: что ответила младшая сноха?
Дети: Хлебный голос дальше всего слышно.
Воспитатель: что это за хлебный голос? (если, дети затрудняются, педагог читает строчки или проговаривает сам: «если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про такого далеко слышно. Про такого человека все говорить будут, рассказывать друг другу.)
Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос. Выясняет у них, слышали ли они о людях или организациях, которые помогают другим людям.
Воспитатель рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…
«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить».
Дети вместе с воспитателем составляют мнемотаблицу. Затем пересказывают сказку.
Рефлексия
После окончания работы дети отвечают на вопросы:
Воспитатель: Понравилось ли экскурсия по нашей необычной библиотеке?
Воспитатель: Что узнали нового?
Воспитатель: Что необычного было в библиотеке?
(посадка пшеницы)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда хлеб на стол пришел?
(Слушаем варианты ответов детей).
Воспитатель: Хотели бы вы подробнее узнать про это? Каким образом мы с вами можем узнать то, что пока еще не знаем?
Дети: Спросить у взрослых, из книг, поискать в интернете, посетить музей хлеба…
Воспитатель: Сегодня каждый из вас сможет посадить свое хлебное зернышко, сам будет за ним ухаживать и заботиться. Мы сможем убедиться, как же сложно вырастить хлеб. У некоторых это может получиться не с первого раза.
Дети проходят к столам и надевают фартуки. Столы уже покрыты клеенкой на каждом из них есть необходимое оборудование (зерна пшеницы, земля, вода, маленькие горшочки для проращивания зерен, одноразовые ложки (вместо лопаток) Вместе с педагогом дети рассматривают и составляют план действий. Посадка семян пшеницы
Последующая работа
- Наблюдение и уход за зернами пшеницы
-Продолжать знакомить с произведениями о хлебе.