Наталья Алексеевна Макеева
Современные методы к приобщению детей к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Современные методы к приобщению детей к чтению!
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка будет пустой,
на свет божий выползает,
как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
Публикация «Современные методы к приобщению детей к чтению» размещена в разделах
В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. Поэтому в настоящее время принижается общение родителей с детьми, роль чтения в семье. Сегодня многие не читают книги, что свидетельствует о значительном снижении грамотности населения, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение помогает ребёнку усваивать материал, развивать речь, память, мышление. Психологи и педагоги бьют тревогу. Современные дошкольники плохо говорят, с каждым годом возрастает число детей с нарушениями речи. Овладение детьми дошкольного возраста правильной речи создаст надёжную основу для их успешного обучения. Необходимо сформировать у ребенка потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Для реализации этой цели в каждой группе нашего сада организованна мини-библиотека, по совету учителя-логопеда и учителя-психолога, согласно возрастной категории детей.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Цель:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Закрепление традиции домашнего чтения.
-Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
-Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Поэтому мы решили разработать и провести данный проект в нашем саду.
В ЭТОМ ГОДУ С НАШИМИ ВОСПИТАННИКАМИ МЫ РЕШИЛИ ОКУНУТЬСЯ В МИР литературных жанров.
Первый жанр, который заинтересовал нас и наших воспитанников были басни И. А. Крылова. Какая работа была проделана?
Чтение басен И. А. Крылова- «Ворона и Лисица», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки». Беседы - «Что такое басня?», «Лесть и похвала», «хорошие и плохие поступки», «мораль».
Инсценирование басен, подготовка к сьемке буктрейллера,
Второй жанр, мимо которого мы не могли пройти- это сказки!
Т. к время года на календаре совпало с изучением данного жанра, мы решили читать только зимние сказки, согласно возрастной категории детей- «Руковичка», «Снежная королева», «Как ежик, медвежонок и ослик Новый год встречали», «Мороз и заяц», «Проказы старухи зимы», «Приключение новогодних игрушек», «Елка», «Снегурка», «Топтыжка», «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Снежинки бабушки Метелицы», «Как лисенок встречал Новый год».
Итогами прочтения данных произведений стало :
-совместное с родителями создание одной большой книги зимних сказок, иллюстрированной рисунками детей по этим произведениям ;
- создание объемных композиций по сюжетам сказок;
- инсценирование любымых зимних сказок.
(ссылки на сказки).
Третий блок нашего проекта- малые жанры литературы- загадки, небылицы, пословицы, скороговорки. В этом блоке предполагается интеллектуальная работа дошкольников-викторины, речевые игры, сочинение загадок и небылиц с использованием методов ТРИЗ технологии.
Итогом этого блока будет интегрированное занятие для родителей.
Видео: https://www.youtube.com/embed/0IQX8G4VB_I