галина гусенко
НОД по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1,2,3,4,5. Состав числа 5 из двух меньших»
Числа и цифры 1,2,3,4,5. Состав числа 5 из двух меньших.
Большой, поменьше, самый маленький
Программное содержание
«Математика для детей 5- 6 лет»
Учить:
- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;
- писать цифру 5;
Публикация «НОД по ФЭМП в старшей группе „Числа и цифры 1,2,3,4,5, Состав числа 5 из двух меньших“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 1 (один), счёт до одного
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- решать логическую задачу на установление несоответствия;.
Закреплять:
- умение писать цифры 1,2,3,4.
- понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.
Знакомить:
- с составом числа 5 из двух меньших чисел;
- названием текущего месяца – октябрь;
- крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5.
Формировать:
-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- навыки самоконтроля и самооценки.
Методы и приемы
1. Чтение загадок.
2. Игра «Отгадай и запиши».
3. Письмо цифры 5.
4. Игровое упр. «Посчитай и напиши»
5. Физкультминутка.
6. Игра «Дорисуй зернышки цыплятам».
8. Игра «Выложи по образцу»
9. Игра «Чудесный мешочек».
10. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Совместная деятельность с детьми
1. Игры с пуговицами.
2. Д/и «Чудесный мешочек».
3. Сравнение по количеству однородных объектов (шишки, желуди, каштаны) и складывание в две линии.
4. Упражнение на развитие мелкой моторики: выкладывание из счетных палочек знакомых геометрических фигур.
"День добрый, день добрый,
Слова эти мы говорим,
День добрый, день добрый,
Всем друзьям эти слова повторим".
Ребята, прослушайте рассказ - загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь?
Дни стали короче, длинней стали ночи, кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью). Утром мы во двор идём — листья сыплются дождём, под ногами шелестят, и летят, летят, летят. (Осень). Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (Осень). Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек.
- Как вы догадались?
- Что изменилось в природе с приходом осени? Ответы детей)
- Ребята, напомните мне осенние месяцы. Ответы детей.
- Скажите, какой сегодня день недели? Ответы детей.
- А может назовете все рабочие дни? Ответы детей.
- Вспомните самые приятные дни недели, выходные. Ответы детей.
Молодцы! Теперь, внимание!
Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра (Пять)
-Правильно, посмотрите внимательно, мы сейчас будем учиться писать цифру 5. Сначала дети обводят несколько цифр по точкам, затем самостоятельно заполняют клеточки до конца строки.
Ребята, послушайте задачу:
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три щенка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько собралось друзей?
Вопросы: как получилось число 5? (К 3 прибавить 2, будет 5)
По тетради Колесниковой Е. В. педагог рекомендует детям написать цифры в квадраты, соответственно тексту загадки (3 и 2, написать в кружках знаки (+,-, обвести по точкам в квадрате цифру 5.
- Дети, кто желает прочесть полученную запись решения задачи? (Два плюс три равняется пяти).
Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Хотите?
Физминутка : "Мы - осенние листочки".
Мы - листочки, мы листочки
Мы - осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали
А потом летали устали!
(дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются, бегают на носочках, помахивают листочками, приседают на корточках, поднимая листочки над головой).
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок,
Ветер снова вдруг по дул.
И листочки быстро сдул.
(разбегаются, помахивая листочками)
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели.
(подбрасывают листочки верх и следят куда они упадут).
Игровое упражнение «Посчитай и напиши».
Напишите, сколько листочков, в каждом прямоугольнике.
Ребята, какую цифру вы написали(5)
Почему? (Потому что листочков поровну, по 5)
Уточнение – листочки разного размера, но их все равно поровну.
Игра. «Дорисуй зернышки цыплятам».
Задание.
Дорисуйте столько зернышек, чтобы у каждого цыпленка их стало поровну, по 5.
Запишите, сколько зернышек дорисовали.
Прочитайте примеры: один плюс четыре равно пять; два плюс три равно пять; три плюс два равно пять; четыре плюс один равно пять.
Игра «Выложи по образцу»
Дети, выкладывают геометрические фигуры. Называют их. (Квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб. Из шнура выкладывают круг и овал).
Игра «Чудесный мешочек»
Дети вынимают на ощупь по одному геометрическому телу, называют его.
(Шар, куб, цилиндр, конус, параллепипед (кирпичик).
Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю, мы постарались. Теперь мы знаем материал как свои пять пальцев. Посмотрите на свои руки, они вам хорошо знакомы. Поэтому вам теперь хорошо знакома цифра 5.
Повторите: «Знаем, как свои пять пальцев».
Рефлексия: дети у вас на столе лежит лист бумаги, на нем нарисован воздушный шар. Его надо раскрасить – зеленым, если вы справились без ошибок, желтым, если вы немного ошибались, красным, если ошибались часто. Дети раскрашивают. Обсуждение.
Молодцы, ребята на этом мы сегодня заканчиваем своё занятие.