Сотникова Анастасия Сергеевна
Конспект занятия «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия : Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель занятия : ознакомление с идейным смыслом сказки В. Даля «Старик-годовик» посредством выразительного чтения и работы с текстом с последующим закреплением содержания сказки в дидактической игре на ИКТ оборудовании и отражением в продуктивной деятельности (оригами, птица).
Публикация «Конспект занятия „Чтение сказки В, Даля „Старик-годовик“» размещена в разделах
- Даль В.И.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Задачи занятия :
Образовательные:
- способствовать пониманию замысла сказки-загадки и образности языка художественного произведения;
- формировать умение отвечать на вопросы по сказке;
- закрепить умение называть времена года, месяцы, дни недели и части суток.
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление (установление причинно-следственных связей, связную речь;
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения в беседе, стремление беречь время, проводить его с пользой; аккуратность.
Дополнительные задачи:
- по игре:
- выполнять задания по описанию героев сказки; игровые умения (принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата); соблюдать правила безопасности в работе с ИКТ;
- по продуктивной деятельности (техническая и изобразительная) :
- техническая:
- освоить умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, соблюдая аккуратность и точность;
изобразительная:
-изобразить птицу в технике оригами;
Словарная работа: жарко, душно, знойно, жать рожь.
Планируемый результат занятия : понимают замысел сказки-загадки В. Даля «Старик-годовик», анализируют и воспроизводят текст; выполняют фигурку птицы в технике оригами.
Подготовительная работа: работа с календарем природы, размещение книги «Старик-годовик» в книжном уголке, беседа о литературных жанрах (сказка и загадка) и их отличительных признаках; прослушивание цикла музыкальных произведений П. И. Чайковского с последующим обсуждением; создание дидактической игры.
Материалы и оборудование: портрет В. И. Даля; выставка произведений писателя; текст сказки-загадки «Старик - годовик», иллюстрации к сказке, интерактивная игра, раздаточный материал: цветная бумага (голубая, желтая, красная, зеленая) (по количеству детей, образец готовой поделки.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа
Деятельность педагога Методы, формы, приёмы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный - создать эмоциональный настрой;
-вызвать интерес к теме;
-мотивировать к предстоящей деятельности
- Приветствие, обращение к детям:
Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами и хочу, чтобы наше занятие прошло весело и интересно.
Психологический тренинг.
Скажите, какое слово используют настоящие друзья: Я или МЫ? Сейчас узнаем, насколько вы дружные: Отвечайте хором, взявшись за руки:
Кто, скажите-ка, ребятки,
Любит сказки и загадки?
Кто готов с душой трудиться,
Слушать. думать. рассуждать, ответы точные давать?
Кто начинает день с зарядки,
а ночью спит в своей кроватке?
Появление Старика-годовика
Что за сказочный старик в гости к нам сюда проник? Словесные: беседа, психологический тренинг, вопросы к детям.
Игровые: внезапное появление объекта. Наглядные: изображение Старика-годовика.
Фронтальная форма работы. Дети слушают педагога, хором отвечают на вопросы воспитателя, взявшись за руки. Проявляют интерес, включаются в деятельность.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы -формировать умение выделять главное, точно отвечать на вопросы;
совершенствовать умение отгадывать загадки;
Послушайте, что старик расскажет нам о себе.
Воспроизведение аудиозаписи загадки от лица героя
У меня есть верный друг,
Хоть без глаз он и без рук,
Он повешен на стене,
Безотказно служит мне.
Каждый месяц, целый год
Дням, неделям счет ведет.
И с восхода до заката
Мне показывает даты.
Этот друг родился встарь
И зовется. Календарь
В сказке-загадке живет волшебный старик, который пришел к нам в гости. У него в рукаве есть волшебный календарь. Хотите узнать, что это за календарь?
Ответ мы сможем найти в книге сказок Владимира Даля.
Демонстрация книги
Предлагаю прочитать сказку.
Словесные: загадывание загадок, вопросы к детям.
Наглядные: иллюстрации героя и календаря.
Фронтальная форма работы.
Отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.
Сформировано умение отгадывать загадки.
2.2. Этап ознакомления с материалом - формировать умение работать с текстом произведения, выявлять идейный смысл, точно отвечать на поставленные вопросы.
Аннотация произведения
Сейчас прозвучит чудесная история о том, как из рукава главного персонажа произведения вылетают друг за другом необычные птицы. и приносят на своих крыльях то холода и мороз, то. пестрые цветы, то жару и зной, то дожди и туманы.
В чем необычность крыльев этих птиц, почему они черно-белые и что означают семь перьев в каждом крыле, вы узнаете, когда подробно познакомитесь с текстом сказки - загадки В. И. Даля «Старик-годовик»
Организация словарной работы
Сказка написана давно, поэтому в ней встретятся слова, которые вам могут быть не понятны. Давайте разберемся:
Что означают слова, «жать рожь»?
«Жать рожь» - срезать под корень стебли растений.
Как объясните значения слов «жарко», «душно», «знойно»? (Жарко – значит горячо. Душно – тяжело дышать из-за жары. Знойно – очень жарко, когда летом в полдень воздух нагревается от горячего солнца).
Подготовка к слушанию
Сядьте, пожалуйста, удобно, чтобы спина касалась спинки стула. Слушайте внимательно и постарайтесь догадаться, что это за необычные птицы.
Выразительное чтение произведения Словесные: чтение произведения, вопросы, беседа.
Наглядные: картинки по сюжету сказки.
Фронтальная форма работы. Слушают чтение литературного произведения, участвуют в его анализе, отвечают на вопросы воспитателя, включаются в процесс словарной работы по тексту; участвуют в беседе. Знают с содержание сказки «Старик-годовик»;
понимают идейный смысл произведения;
применяют полученные знания в беседе с воспитателем.
2.3. Этап практического решения проблемы закрепить представления о единицах времени и труде людей в разные времена года. и соблюдать правила безопасности в работе с ИКТ;.-
- изобразить птицу в технике оригами Беседа по содержанию и анализ текста
- Кто помнит, как называется сказка?
- Кого выпускал старик из своего рукава?
- Кто догадался, что это за птицы? (месяцы)
Как вылетали птицы? (тройками) Почему?
Что принесла первая тройка?
Назовите, какие месяцы были в этой тройке?
- Что произошло, когда вылетела вторая тройка? Когда снег тает и появляются цветы?
- Почему стало жарко, душно, знойно? Что делали мужики летом?
Итак, птицы - это месяцы, но почему у каждой из них по 4 крыла? (4 недели в месяце)
Какие 7 перьев в каждом крыле?
Что значит, у каждого пера половина белая, а другая половина – черная?
Физкультминутка.
Стая птиц летит на юг, (Руки в стороны)
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать, (Машут руками)
Надо крыльями махать.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Кланяются, разводя руки в стороны)
Птички начали спускаться,
На поляну все садятся. (Приседают)
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
Дидактическая интерактивная игра «Когда это бывает?».
Зрительная гимнастика
Демонстрация техники выполнения птицы способом оригами
Кого выпускал из рук Старик-годовик?
Какого цвета бумага нам понадобится, чтобы сложить птиц, символизирующих разные времена года? Выберите цвет любимого времени года. Словесные: беседа, вопросы к детям, объяснения, напоминания.
Наглядные: дидактическая игра, образец поделки.
Практические: показ выполнения физкультминутки, выполнение детьми оригами.
Фронтальная форма работы. Отвечают на вопросы воспитателя, Выполняют физкультминутку и гимнастику для глаз.
Складывают птицу из листа бумаги Соблюдают правила безопасности при работе с ИКТ.
Характеризуют героев сказки.
Умеют сгибать лист бумаги в разных направлениях, соблюдая аккуратность и точность;
-изображать птицу в технике оригами
3. Заключительный этап раскрывать жанровые особенности сказки-загадки Организация выставки детских работ (птицы вокруг персонажа)
Обобщающая беседа
С какой сказкой познакомились? Кто ее написал? Почему это произведение называют сказка-загадка? Почему Старика зовут годовик? Какой волшебный календарь у него был?
Что для вас было сложным на занятии? Словесные: беседа, похвала, вопросы к детям.
Фронтальная форма работы. Отвечают на вопросы воспитателя. Дети понимают идейный замысел сказки «Старик-годовик»