Татьяна Токарева
Через познание к творчеству: использование природных элементов в образовательной деятельности с детьми. Макетирование
▼ Скачать + Заказать документы
С приближением весны, все оживает, ручьи, проталины, и первые пернатые гости: в моей семье мы с нетерпением ждем первых скворцов, изготавливаем для них уютные и экологичные домики…и тут я решила принести этот замечательный домик своим ребятам, как и все мы с вами дети заглядывали в это круглое окошечко именно детское воображение и их манипуляции с природными объектами вдохновили меня на такую тему моего проекта.
Публикация «Через познание к творчеству: использование природных элементов в образовательной деятельности с детьми, Макетирование» размещена в разделах
Первый этап реализации проекта начала со сбора материала для создания продукта совместной деятельности; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей. Именно на данном этапе мы начали работать с природным материалом, применяли сенсорные коробки с различными наполнителями, использовали тестопластику (оставляли различные слеты от природных объектов листьев, орехов, мною разработаны гимнастики с природными материалами, пальчиковые игры. Это дало возможность обогатить предметно – пространственную среду, систематизировать природный материал, определить уровень личного опыта каждого ребенка.
На втором этапе реализации проекта привлечены родители и сотрудники детского сада, ведь эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Мы активно подключаем родителей к подбору материалов и изготовлению готовых природных объектов в домашних условиях, например, семья Хилинских смастерила нам замечательный улей, с его помощью рассказывали о том, что он из себя представляет и как пчёлки в нё м живут: что есть королева пчелка, которая откладывает яйца, а остальные пчёлки - это трутни и рабочие пчёлки. Рабочие пчёлки собирают нектар и раскладывают его по сотам. Основа улья – коробка, пчелки – разнообразный природный материал.
А семья Халевиных смастерила нам пень, который пользуется большой популярностью в сюрпризных моментах. С детьми говорим о том, что это место обитания разнообразных живых существ (мелких животных, насекомых, жуков, растений).
За время пандемии родители помогали в реализации нашего проекта, они придумывали различные природные наполнители для сенсорных коробок, камни в виде насекомые, придумали дома. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе образовательной деятельности.
Во время пандемии мы работали в режиме дежурных групп, мне повезло работать с детьми старшего возраста. Наблюдая за их играми, я обратила внимание на то, что их внимание привлекают насекомые, причем это носит не только наблюдательный характер, но и познавательно – экспериментальный. А что, если попробовать запустить совместный познавательный проект? Думаю, будет интересно… У многих в детстве при взгляде на мелкое насекомое возникал вопрос: а как выглядят его лапы или крылья при близком рассмотрении? Вот именно так дети привели меня к идеи запустить проект «Муравейник». Как же можно заглянуть внутрь? Что у него есть внутри, кто такие муравьи, чем они питаются и множество других вопросов задавали мне дети. И вот мы совместно собирали различные веточки, палочки, листья. Рассматривали картинки, смотрели фильмы о жизни муравьев, дети придумали, как из шишек и камней смастерить муравьев, можно ли сделать из полимерной глины. На песочнице из песка сформировали кучу, как будто это муравейник, в ходе проекта сделали открытие: люди строят дома с крышей, и муравьи тоже чтобы вода скатывалась вниз.
Наш продукт совместной деятельности – это макет, он вариативный, доступный и безопасный в обращении, легко перемещается с места на место, очень удобный в использовании, служит длительное время и в любой момент доступен дошкольникам для игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности.
Вот так постепенно находили свое место в образовательной деятельности и другие макеты : сосна с набором лесных обитателей; макеты «Дары времен года», где дети закрепляли и уточняли некоторые понятия и признаки; макет «Лес», с разнообразными представителями смешанного леса, который помогает в развитии речевых навыков;
В образовательном пространстве природные объекты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует всестороннему развитию детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.
Именно макет может стать важным результатом образовательно проекта, тогда у детей отложиться в памяти что данное творение, созданное ими будет всегда доступным и вариативным, возможно на основе первого макета ребенок будет создавать следующий, а это уже новый образовательный проект.
Вот именно так и происходит понимание мироощущения детьми, они хотят исследовать, быть в курсе природных объектов, они хотят видеть макромир в мелких объектах и познавать микромир в объемных деталях.