Светлана Иванова
Консультация «Чего не хватает современным детям?»
▼ Скачать + Заказать документы
Чего не хватает современным детям?
Бабушек и дедушек.
Проезжая по трассе вдоль близ лежащих сел, глядя на бабулек, сидящих на лавочках, невольно накатывают слёзы. Слёзы восторга и разочарования. Восторг от той себя маленькой, у которой была неспешная возможность печь пироги с бабушкой, лепить вареники и говорить, говорить, говорить…говорить тихо и долго, без умолку, без передышки, без логики и сюжета. Говорить обо всём, что тебя волнует и не очень, что впечатлило, что тронуло и о том, чего совсем не понимаешь. И ни разу за этот разговор длинною в вечность бабушка не предлагала включить мультик или дать поиграть на телефоне, ни разу не глядела спешно на часы в ожидании родителей. Мы были вместе и в этом была сама суть. Бабушка не покупала кучу пластмассовых игрушек, не покупала килограммами конфет, не давала деньги на Макдональдс…всё это получалось лучше у родителей. И что теперь? Какие бабушки у наших детей? Бабушки перестали быть бабушками, они говорят, что внуки любят бабушек с деньгами. Но это не так. Очень скоро эти же внуки сами научаться зарабатывать. И будут делать это намного лучше бабушек. Но внукам нужна любящая, неторопливая, слушающая и обнимающая-целующая бабушка. Которая удивительным образом умеет слушать, принимать и насыщать своею любовью, накопленную годами, даря умиротворение и покой!
Публикация «Консультация „Чего не хватает современным детям?“» размещена в разделах
Времени для спокойного отдыха.
Современные родители так увлеклись методиками раннего развития, раннего изучения иностранных языков, рисования, занятия вокалом танцами и т. д. И всё это непременно должно быть на профессиональном уровне: если спорт — то обязательно большой спорт: медали, первые места, тренировки по 3 часа каждый день, если вокал — то консерватория почти с пелёнок. Но мы забыли о том кто сделал этот выбор. Мы так увлеклись, что не оставили детям времени для самопознания и творчества. У детей нет времени для переваривания той информации, которую мы в них вкладываем, им не когда скучать, не когда пугаться, удивляться, смеяться, плакать, учиться распознавать и переживать свои эмоции и чувства.
Современные дети не умеют выражать гнев и злость, радость и любовь. Они её не успели распознать из того спектра чувств и эмоций, которые мы предлагаем им каждый день.
Одобрения и принятия родителей.
Из-за нехватки свободного времени у детей и насыщенного рабочего графика родителей, последним просто некогда хвалить и ласкать своих детей. Ведь столько затрачено материальных и временных ресурсов для развития и образования своего чада, что свободного времени хватает только на анализ ошибок ребёнка. А маленькие успехам так и остаются незамеченными в этом сумасшедшем жизненном темпе.
Постоянства.
Очень часто взрослые бывают непостоянны в своем поведении и в своих требованиях. Сегодня требуют почистить зубы и заслать постель самостоятельно от своего малыша, а завтра, опаздывая на работу и в сад, требуют оставить всё и бегом одеваться. И тут возникают детские слёзы и истерики. Но ведь ещё месяц назад малыш был наказан за нечищеные зубы и не засланную кровать?
Семейных традиций.
Сегодня даже и мечтать не приходиться, что бы каждые выходные собираться у бабушек за обедом всей огромной семьёй в несколько поколений. Ведь порой, мама, папа и ребёнок сами не могут найти время в своих плотных графиках что бы поужинать вместе.
Честности.
Родители так хотят порадовать своего малыша и подарить ему как можно больше положительных эмоций, что начинают тратить намного больше чем могут себе позволить. Ведь намного проще подарить ребёнку новую машинку или купить киндер-сюрприз, чем завоевать его послушание и любовь честными и доверительными отношениями, беседами. Порой мы тратим последние копейки на то, что бы купить шоколадку своему малышу за хорошее поведение, забывая при этом его просто обнять и похвалить. Ведь на проявления любви не нужны деньги. А порой малышу просто необходимо знать, что деньги иногда кончаются и сегодня мы не можем себе позволить тут или иную материальную радость. Ведь со временем запросы и желания ребёнка будут расти пропорционально его возрасту. И если он сразу же не научиться принимать и понимать отказы, то дальше будет ещё сложнее.
Совместного семейного досуга.
Дети очень любят, когда их семья вся вместе собирается куда-нибудь в поход или на экскурсию. Но сегодня родители очень заняты своими делами. На совместное времяпрепровождение места просто не остается.
Неспешных болезней.
Как же быстро и эффективно мы научились выздоравливать. Глотнул одну-две таблетки, выпил сироп и всё температуры как и не было, сопли высохли — завтра в сад, а мама — на работу! Но ведь исчезли только симптомы, прошло внешнее проявление болезни, а не сама болезнь. Мы не учим детей прислушиваться к себе, к своему телу. Не объясняем, что болезнь — это время для остановки, передышки. Что это часть жизненного ритма! А ведь часто болезнь — это всего лишь следствия переутомления. Но нам некогда это осознавать…
Ответственности за свои поступки.
В Советское время дети очень быстро учились быть аккуратными и с ответственностью относиться к своим вещам. Из-за крайнего дефицита родители были просто в не состоянии приобрести ещё одни ботинки, шубу, лыжи или самокат. И дети очень быстро и хорошо усваивали, что если они порвали поломали или потеряли свои вещи, то в ближайшее время этого больше просто не смогут купить. В отличии от советский детей, современные дети даже понятия не имеют, что из-за порванной куртки можно пропустить занятия в школе или неделю не ходить гулять.
Мечты.
Современные дети разучились мечтать и ставить себе цели. И тут опят таки виноваты родные и близкие со своей чрезмерной заботой. Ведь стоит ребёнку чего-то захотеть, как тут же родители пытаются это реализовать и подарить. Раньше годами можно было мечтать о велосипеде или роликах, а сегодняшние современные дети уже с года имеют велосипед, потом ещё один и ещё… может стоит ребёнку дать время и возможность на обдумывания своих желаний.
Но всё же наши современные дети живут в удивительное время с большими возможностями, во время интернета и глобальной автоматизации, которая позволяет достичь высоких результатов за менее короткий промежуток времени.
Но не стоит нам взрослым, в этой вечной не хватке времени, автоматизировать и оптимизировать процесс «воспитания» наших детей. Не стоит гнаться и подстраивать ритм детства под сумасшедший ритм жизни. Пусть всё идет своей чередой и всему своё время.
Опрос детей от 6ти до 20ти лет «Чего тебе не хватает на сегодняшний день?»
В анкете, был всего один вопрос, «Чего тебе не хватает на сегодняшний день?», несколько уже готовых вариантов (можно было отметить галочками) и пустые строчки, чтобы вписать туда свои индивидуальные нехватки, не вошедшие в мой стандартный список.
(*6ти -7 летним детям анкеты заполнены с их слов).
Чего не хватает самым маленьким, 6–8 лет?
Выяснилось, что мультфильмов не хватает более чем половине опрошенных. Также почти всем не хватает «игр с родителями», «домашних животных» и «прогулок на природе». Из удивительного: больше половины отметили «возможность учиться тому, чему хочется». Автор попытался уточнить, решив, что малыши как-то не так поняли вопрос. Ничего подобного. «Я бы хотел учиться ездить на мотоцикле», «я бы хотел изучать физику», «я бы хотела на ферме учиться ухаживать за большими животными» — все они поняли и ответили правильно. Внимания и любви этой возрастной группе хватает (только одна отметка, и то — нужно внимание не родителей, а старшей сестры). С друзьями тоже как будто бы все в порядке. Их не хватает только двоим. Трое хотят свою комнату. Внимание, родители: не нашлось ни одного ребенка, которому не хватало бы игрушек, одежды, театров или музеев! Из вписанного внизу: «Я бы очень хотела своего друга-дельфина (он не домашнее животное)».
9–11 лет
Резкий рывок социальных дефицитов: почти всем не хватает внимания, дружбы, общения или всего этого разом. Много запросов на внимание родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, даже, как ни странно, учителей. При этом — ни одного запроса на «любовь» (не очень понимают, что это такое). Из материального — уже очень хочется гаджетов и свою комнату. По-прежнему в чести прогулки на природе и домашние животные. По-прежнему не наблюдается ни малейшего дефицита походов в музеи и театры. Время и возможность играть в компьютерные игры — очень умеренно, чуть меньше половины.
Из вписанного внизу: «мне бы хотелось, чтобы меня замечали», «не хватает ласки» и самое загадочное — «не хватает жизни на других планетах». Сам он там хочет жить или просто хочется, чтобы мы были не одни во вселенной, я так и не поняла, мальчишка не из разговорчивых.
12–14 лет
Пик дефицита компьютеров, гаджетов и прочей виртуальности. Видимо, уже есть острая потребность, а родители все еще пытаются ограничивать. Тот или иной связанный с этим пункт отмечен почти у всех.
Очень четко сформулировано про «разговоры и общение с родителями» : да, хочу, не хватает, только не про учебу и здоровье. Этого — не надо.
Появилась одежда. Не хватает той, которая либо «как у всех», либо просто «модная». В равной степени — у мальчиков и у девочек, что для меня удивительно (я росла в другом мире).
Как-то рассосался дефицит «прогулок на природе», зато появилась выраженная недостаточность «тусовок», что совершенно понятно: это возраст начала биологической «реакции группирования».
Не надейтесь: дефицит музеев и театров при этом не прорезался.
Уже не хватает свободного времени. Из вписанного внизу: «просто полежать и подумать».
Только двоим не хватает «своей комнаты» (у остальных она есть).
Одному двенадцатилетнему «буревестнику» не хватает только свободы и смысла жизни (других дефицитов у него нет).
Одного надо «оставить в покое».
«Домашние животные» — в устойчиво желание у всех опрошенных.
Еще из вписанного: «поездок на море», «мало футбола». Трагическое: «очень не хватает папы, он умер». Опять несколько загадочное: «игр со сказочными друзьями, которые были у меня в детстве».
15–17 лет
Подростковый гормональный «жор» или подростковые же диеты? Почти половине вдруг не хватает «еды или напитков». Огромный и понятный дефицит «любви». Опять появляются «прогулки на природе» (романтика, но практически исчезают «домашние животные».
Гораздо меньше хочется «разговоров с родителями». Зато очень хочется и не хватает общения с друзьями, «настоящей и верной дружбы». Потребность в «тусовках» — умеренная, вероятно, к этому возрасту они уже потеряли свою новизну и романтичность.
Всем не хватает «карманных денег».
Появились экзистенциальные запросы: двоим не хватает смысла жизни, троим «увлеченности чем-нибудь». Двоих следует «оставить в покое».
Троим не хватает экстрима, остроты жизни.
Внизу в этой группе не вписано ничего! Но я всегда знала, что подростки все-таки довольно стандартизированы.
18–20 лет
Время выходить в жизнь — и, неожиданно, прямо-таки коллективный вопль: «Оставьте нас в покое!» Боятся выходить, должно быть.
Отчетливые эскапистские тенденции. Опять тусовки, опять прогулки на природе, вдруг — театры и музеи (вы рады? Я — не очень).
Суммарно дефицитов больше, чем во всех остальных группах.
Нет смысла, нет увлеченности, нет настоящих друзей.
Правда, дефицит любви поменьше, чем в предыдущей группе. Нашли или разочаровались?
Никаких компьютерных дефицитов.
Опять (как у самых маленьких) несколько человек: «возможность учиться тому, чему хочется» — наверное, родители запихали в угодный им, а не чаду институт.
Про карманные деньги никто не упоминает, видимо, стесняются.
Наконец-то — один человек на всю выборку: полюбить самой!
Из вписанного внизу: «поговорить с кем-нибудь умным», «разобраться в себе», «побывать на Луне», «попробовать наркотики», «жить в лесу», «выиграть миллион долларов», «не хватает решимости отстаивать себя и свои интересы», «общительности», «здоровья».
Делайте выводы, уважаемые родители!
Недолюбленные, заброшенные дети, «социальные сироты» при живых, подчас благополучных родителях труднее адаптируются в социуме, менее успешны в учебе и профессиональной деятельности в последующем.