Ольга Мамонова
Час занимательной биологии «Что? Где? Когда?». Конспект занятия для школьников 5–8 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
стимулировать обучающихся к получению новых знаний.
Задачи:
1. Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
3. Воспитательная: развивать навыки коллективной работы.
Форма:
игра-соревнование.
Темочки:
- Биология. Конспекты уроков
- Викторины и интеллектуальные игры для учащихся 5-9 классов
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Технологии:
проблемного обучения, применения ИКТ, учебной игры, обучения одаренных детей, коллективного способа обучения.
Средства обучения:
комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран, «черный ящик», гербарии растений, оценочные листы.
Правила игры
В игре по очереди принимают участие две команды. Каждой команде необходимо ответить на 10 вопросов викторины. Ребята выбирают капитана для более четкого обсуждения вопросов во время игры. Родители выступают в роли болельщиков. На обдумывание каждого вопроса команде дается 1 мин. Время фиксируется песочными часами, при досрочном ответе время останавливают. Игра останавливается после того, как каждой команде будет задано по 10 вопросов и сыгран блиц-турнир. Победившей объявляется та команда, у которой будет больше правильных ответов.
В ходе игры для отдыха и вовлечения болельщиков в состязание, можно устраивать музыкальные паузы. Например, болельщикам каждой команды предлагается на 1-2 минуты вспомнить и исполнить по одному куплету песен, в которых упоминаются растения.
Ход игры
Организационный момент
Педагог: Добрый день, уважаемые команды знатоков! Мы находимся в телевизионной студии, где сейчас будет проходить интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
В игре участвуют две команды, каждая отвечает на 10 вопросов. По результатам ответов подводятся итоги и определяются победители и призеры игры.
Команды выбирают капитанов.
Напоминаю правила игры:
• игра состоит из 10 раундов;
• в каждом раунде по 2 вопроса (для первой и второй команды, за верный ответ команде присуждается 1 балл;
• на обдумывание и обсуждение вопроса команде дается 2 минуты, когда игрокам разрешается общаться между собой;
• после обсуждения вопроса отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа;
• в блиц-турнире отвечает один игрок, которого выберет команда, ему задается пять вопросов подряд, в блиц турнире команда моет заработать от 1 до 5 баллов.
Основная часть
Раунд 1.
Их влияние на нашу жизнь огромно, их название в переводе с латинского означает «яд», они не клетки, но живые, однако некоторые ученые полагают, что они относятся к неживой природе. До сих пор нет единой гипотезы, объясняющих их происхождение. Назовите их. (Вирусы.)
Название этих организмов в переводе с греческого означает «палочка», хотя их форма бывает разной - округлой, спиральной, палочковидной, извитой. Они населяют все среды обитания и при благоприятных условиях способны размножатся каждые 20 минут. (Бактерии, от греч. «бактерион» - палочка.)
Раунд 2.
Представьте себе, что вы простыли, а на улице весна. Между тем в растительном мире есть прекрасное средство от кашля. Ранней весной на оттаявших пригорках, южных склонах канав растет нужное вам лекарство. Верхняя часть этого растения ярко-зеленая, а на ощупь холодящая, а снизу лист белый, покрытый нежным белым «войлоком». Что это за растение? (Мать-и мачеха, применяется в медицине при заболеваниях верхних дыхательных путей.)
Название этого растения произошло от слов «терпкий» и дано за терпкий вкус плодов. На протяжении ряда веков оно считалось «сорной» породой, его вырубали за ненадобностью. Сейчас отношение к этому дереву изменилось. В русской народной медицине варенье из его плодов используется как успокаивающее средство. В листьях этого растения аскорбиновой кислоты больше, чем в плодах. После первых заморозков плоды намного вкуснее. О каком лекарственном растении идет речь. (Рябина.)
Раунд 3.
По-английски плод этого растения звучит как «сосновое яблоко». Плоды эти и впрямь похожи на большие шишки, растущие на земле. Назовите растение. (Ананас.)
«Яблоко любви» или «золотое яблоко» - так прозвали этот овощ в Италии, куда он попал в начале XVI в. Растение это - из семейства пасленовых, его родина - Южная Америка. Вспомните его. (Помидор.)
Раунд 4.
В развитие письменности большая роль принадлежит растениям. С древнейших времен люди писали на папирусе и на бересте. Как мы знаем, основным сырьем для получения бумаги в настоящее время является древесина, преимущественно ель. Кем была подсказана мысль об использовании древесины в качестве сырья для изготовления бумаги? (Эту мысль подсказали человеку осы, которые тысячелетиями строят свои «бумажные» гнезда из мельчайших кусочков древесины.)
Африканцы называют их «зубы ветра». Одна самка откладывает до 400 яиц за три месяца. Они могут находится в воздухе непрерывно до 12 часов. За свою четырехмесячную жизнь преодолевают до 300 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами. Крупный рой может уничтожить за 1 день до 80 000 т зерновых, овощей, фруктов - столько, сколько нужно на пропитание большому городу. (Саранча перелетная.)
Блиц-турнир.
1 команда
1. Как называются пластиды зеленого цвета?
Ответ: хлоропласты.
2. Своеобразные комплексные организмы, которые состоят из грибов и водорослей.
Ответ: лишайники.
3. Как называется плод гороха?
Ответ: боб.
4. Перечислите известные вам виды пресмыкающихся.
Ответ: ящерицы, игуаны, щитомордники, змеи.
5. Сколько шейных позвонков у жирафа?
Ответ: семь.
2 команда
1. Как называются личинку бабочки?
Ответ: гусеница.
2. Объекты, которые могут размножаться только в организмах, вызывая у них заболевания.
Ответ: вирусы.
3. Как называется плод вишни?
Ответ: костянка.
4. Перечислите известные вам виды земноводных.
Ответ: лягушки, жабы, тритоны, саламандры, червяги.
5. Какой зверь самый крупный?
Ответ: синий кит.
Музыкальная пауза
Болельщикам каждой команды предлагается на 1-2 минуты вспомнить и исполнить по одному куплету песен, в которых упоминаются растения.
Раунд 5.
Одни народы возвеличивали эту птицу, другие - проклинали. В Китае она считалась символом благополучия. Полинезийцы считали ее ночным злым богом. У древних греков она олицетворяла мудрость. Что это за птица? (Сова.)
В одной из самых распространенных легенд об этой птице говорится о женщине, погубившей своего мужа и в наказание превращенной в птицу, которой не суждено иметь свою семью. Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее «бедной вдовушкой». А каково настоящее название этой птицы? (Кукушка.)
Раунд 6.
Естествоиспытатель Альфред Брем назвал этих распространившихся по всей планете птиц «гражданами мира». В 1956 г. исполком Моссовета вынес решение о завозе и разведение этих птиц к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, а вот в Германии их часто называют «летающими крысами». (Голуби.)
В африканских саваннах эти птицы пасутся вместе со стадами антилоп и зебр. К таким группам хищнику трудно подобраться незамеченным: у копытных хорошее чутье, а у пернатых - слух и зрение. Глаза них особенные: около 5 см в диаметре и оба весят почти вдвое больше мозга. Что это за птица? (Страусы.)
Раунд 7.
У этих животных довольно ценный и очень прочный мех. Хищнический промысел привел к почти полному их истреблению в начале XX в. Животное удалось сохранить благодаря одному из российских заповедников, из которого затем успешно расселить по всей России. Сейчас численность этих грызунов повсеместно восстанавливается. О ком идет речь? (О бобре.)
Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 м, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, легко залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян, на домашних животных нападает редко. Название этого животного позаимствовала английская автомобильная фирма. Назовите это животное. (Ягуар.)
Раунд 8.
Существует два заблуждения, связанных с этим животным. Одно из них – они неуклюжи и неповоротливы, другое - они глупы. Ни то ни другое не соответствует действительности. Он может показаться неуклюжим из-за особенностей своей походки. Когда этот зверь идет, он шагает одновременно обеими лапами, расположенными на одной стороне туловища. Из-за этого у него переваливающаяся походка. Но когда он бежит на четырех лапах, может догнать любого человека! (Медведь.)
У него массивные рога, широкая, загибающаяся книзу морда и складка кожи - «серьга», свисающая под горлом. Зимой он кормится древесной корой и ветками, может обламывать верхушки молодых сосенок и пихт. Он хорошо плавает и летом часто заходит в воду, чтобы полакомится водными растениями. Во время гона он привлекает внимание самок громким мычанием. (Лось.)
Раунд 9.
Кому из великих ученых принадлежат слова: «Естественный отбор стремится лишь сделать каждое органическое существо столь же совершенным или немного более совершенным, чем другие обитатели той же страны, с которыми ему приходится конкурировать. И мы видим, что таково мерило совершенства, достигаемого в природе»? (Ч. Дарвину.)
Французский ученый основоположник микробиологии. Современники называли его «творцом чудес». Он ввел в практику метод обработки молока нагревом до 60-70 0С для уничтожения микробов, получивший название по его фамилии. (Л. Пастер.)
Раунд 10.
Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а, наоборот, портят его. Как вы объясните даме ее ошибку? (1. Растения фотосинтезируют только на свету, в темноте выделение кислорода почти прекращается. Однако интенсивность процесса дыхания не уменьшается. Следовательно, растения могли «издышать» часть кислорода, содержащегося в воздухе комнаты. 2. Листья, стебли и цветки многих тропических растений изобилуют железами, выделяющими всевозможную ароматику, например эфирные масла. Такие растения не являются комнатными, так как их выделения небезопасны. Даме повезло, что она отделалась лишь головной болью.)
Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в российский зооцентр прибыл живой груз- 24 удава. Принимавший животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов? (Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны, а в прохладную малоподвижны. Этим объясняется спокойное поведение удавов.)
Черный ящик
В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время? (Лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.)
Подведение итогов
Подводится итоги и объявляется победитель.