Саида Нажева
Час познавательных открытий «Виртуозы полета и шедевр красоты: удивительный мир насекомых» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Час познавательных открытий
“Виртуозы полета и шедевр красоты :
удивительный мир насекомых”
Цели: расширить представления детей о насекомых, их разнообразии, внешнем виде, поведении; продолжать воспитывать экологическую культуру; ознакомить с правилами поведения на природе (не причинять вред растениям и животным).
Материалы и оборудование:
– электронная презентация “Мир насекомых”;
Публикация «Час познавательных открытий „Виртуозы полета и шедевр красоты: удивительный мир насекомых“ для старших дошкольников» размещена в разделах
–книжная выставка “Удивительные насекомые”;
– буклет “Насекомые : неизвестное об известном”.
– музыкальное оформление:
– оркестровая интермедия
“Полет шмеля” Николая Римского-Корсакова
из оперы “Сказка о царе Салтане”;
–мультфильм “Муха-Цокотуха”.
– звук стрекотания сверчка.
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
На цветок жужжа садится,
Чтоб нектаром насладиться.
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий.
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, шмель. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в удивительный мир насекомых. Начнем мы его с прослушивания отрывка “Полет шмеля” из оперы великого русского композитора Николая Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.
(звучит оркестровая интермедия
“Полет шмеля” Николая Римского-Корсакова
из оперы “Сказка о царе Салтане”)
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, какое настроение у этой музыки?
(ответы детей)
Воспитатель: Вы правы. Настроение этой музыки хорошее, веселое и бодрое; в ней слышится полет шмеля, его жужжание. Это станет прекрасным началом нашего путешествия.
Ребята, считаете ли вы насекомых полезными существами или нет? Давайте поближе познакомимся с некоторыми из этих удивительных созданий, вы убедитесь, что они заслуживают вашего уважения.
Итак, внимание на экран.
(на экране слайды электронной презентации “Мир насекомых”)
Воспитатель: Многие насекомые – виртуозы полета. Вот несколько примеров. Комары могут летать вверх ногами. Некоторые могут летать даже под дождем.
Осы и пчелы, обитающие в тропических районах, могут развить скорость до 70 км в час. Стрекозы могут летать задом наперед.
У насекомых очень зоркие глаза, и реакция в 10 раз быстрее, чем у человека.
(на экране отрывок из мультфильма “Муха-Цокотуха”)
Воспитатель: Конечно вы узнали героиню сказки К. И. Чуковского. Назовите ее.
(ответы детей)
Воспитатель: Интересно отметить, что глаз у мух имеет сложное строение. Он состоит из тысяч шестигранных линз. Вероятно, что изображение, которое видят мухи, разбито на сектора.
(на экране слайды электронной презентации “Мир насекомых”)
Глаза многих насекомых служат им компасом. Пчелы и осы могут находить солнце, даже если оно скрыто за облаками. Благодаря этой способности, насекомые могут далеко улетать от своих гнезд в поисках пищи и безошибочно находить дорогу домой.
(звучит стрекотание сверчков)
Воспитатель: Какой звук вы сейчас услышали?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это звук стрекотания сверчка. Сверчки – очень необычные насекомые. Их уши расположены на передних лапках.
(на экране слайды электронной презентации “Мир насекомых”)
Воспитатель: А следующего насекомого угадайте сами :
Чей домишко из иголок
На земле, у старых елок?
Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Строим всей артелью
Дом себе под елью.
Кто это?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, дети. Это муравей.
Одними из древнейших насекомых на планете являются муравьи. Они же самые сильные насекомые. Один муравей способен поднимать вес, превосходящий его собственный во многие десятки раз.
(на экране слайды электронной презентации “Мир насекомых”)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(ответы детей)
Воспитатель: Одним из интересных насекомых явлется паук.
(на экране слайды электронной презентации “Мир насекомых”)
Он ловкий, живучий и устрашающий на вид. Пауки бывают безобидными для человека или же ядовитыми. Они распространены по всему земному шару. Их можно встретить и на улице, и в жилом помещении. Они плетут паутину, которая служит им домом и сетью для ловли добычи. Питаются они комарами, кузнечиками и мухами. Самым большим пауком на Земле считается птицеед-голиаф (терафоза блонда). Насекомое живет в тропиках Латинской Америки, ест некрупных змей, мышей, лягушек и ящериц. Размер тельца паука с расправленными лапками составляет 25–28 сантиметров.
Еще одно насекомое, о котором я хочу вам рассказать это божья коровка.
Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.
Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Как вы думаете, зачем кузнечику нужны такие длинные задние ноги? Конечно же, чтобы прыгать!
У всех насекомых есть общие черты : шесть лапок и более лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые». Наше путешествие в удивительный мир насекомых подошло к концу. Я благодарю вас, ребята, за правильные ответы и внимание во время мероприятия.