Кравцова Евгения Михайловна
Центр уединения как способ обеспечения психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
Какими бывают эмоции?
Публикация «Центр уединения как способ обеспечения психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников в группе» размещена в разделах
Эмоции – это внутренние переживания человека. Упрощённо эмоции можно разделить на две группы :
• Позитивные - повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.
• Негативные - снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей). В свою очередь негативные эмоции делятся на два вида :
- эмоции разрушения - гнев, злоба, агрессия;
- эмоции страдания - боль, страх, обида.
Есть важная особенность: переизбыток как позитивных так и негативных эмоций ведут к эмоциональной перегрузке несформированной детской психики.
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей.
Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются :
- срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или круга общения);
- неправильное построение режима для ребенка;
- неверно подобранные воспитательные приемы;
- отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
- создание односторонней аффективной привязанности;
- отсутствие единого подхода к ребенку.
Рассмотрим какие именно эмоции и какие ситуации ребенок переживает в результате этих причин:
- ревность, обида, зависть;
- ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;
- ребенок охраняет свою личную территорию;
- страх разлуки с родителями;
- чрезмерный родительский контроль;
- недостаток внимания;
- переутомление;
- неуважение личности ребёнка;
- запрет на физическую активность;
- тяжелый эмоциональный климат в группе.
Признаки психоэмоционального напряжения :
- проявление упрямства;
- усталость после незначительной нагрузки;
- беспокойство, непоседливость;
- рассеянность, невнимательность;
- беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность;
- отсутствие уверенности в себе, выражающаяся в частом поиске одобрения у взрослых;
- трудность засыпания, беспокойный сон;
- подергивание плеч, качание головой, дрожание рук, частые моргания.
Задача педагога – не подавлять и искоренять негативные эмоции у ребенка, а уметь грамотно отрегулировать эмоциональную сферу ребёнка.
ФГОС ДО рекомендует:
- п. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- п. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Согласно «Рекомендациям по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» (Минпросвещения РФ) в группах ДОУ для решения вышеуказанной задачи возможно создание ЦЕНТРА УЕДИНЕНИЯ, предназначенного для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
Итак, для сохранения психологического комфорта дошкольника от 3х до7ми лет, для формирования психологической стабильности ребенка в группе можно создать центр уединения.
Центр уединения – это зона где ребенок может побыть в одиночестве, расслабиться и справиться с неприятными эмоциями, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым, а затем снова продолжить играть в коллективе.
Можно сформулировать следующие рекомендации по формированию центра уединения :
– Размер: он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно небольшое ограниченное пространство, например: миниатюрный домик, шатёр, палатка, пространство ограниченное лентами и т. п.).
– Цветовая палитра: должна быть привлекательной для ребенка, но в тоже время не рекомендуется использовать яркие цвета, лучше применять теплые или холодные (постельные) приглушеннные тона: бежевого, желтого, светлозеленого, светлоголубого тонов.
- Свет: возможна организация дополнительного приглушенного освещения в виде ночника или торшера, с закрытым световым элементом.
– Дизайн: Фантазия воспитателей нормативно не ограниченна.
– На полу можно постелить мягкий коврик, плед, подушки (как вариант — детское кресло, мягкие модули и т. д.
– Часть пространства стен можно занять пейзажными картинами, различными световыми и шумовыми водопадами.
– Предметная среда в уголке может так же носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
– Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.
Рассмотрим несколько возможных вариантов (с условным разделением по возрасту) :
• Для детей 3-4х лет: «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов.
• Для детей 4-5ти лет: «Шатёр» - домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). В качестве шатра можно использовать просматриваемую палатку, ленточный сухой душ, зонт с спадающей материей или ленточками и т. д.
• Для детей 6-7 лет: можно использовать ширму или любой другой вариант зонирования комнаты….
Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Правила центра уединения
Можно совместно с детьми придумать и обсудить правила поведения в «уголке уединения» (при необходимости эти правила можно дополнить, например:
1. Каждый человек иногда хочет побыть один. Посмотрите на это место. Это – уголок уединения. Место для того, кто захотел побыть один.
2. Если кто-то из вас захотел побыть один, то он просто идет в уголок уединения. Каждый из вас может в любое время зайти в уголок, не спрашивая моего разрешения.
3. Но если место уже кем-то занято, то придется подождать. Можно постучать и спросить разрешения присоединиться к тому, кто там уже есть. Если ответят «нет «, то входить туда нельзя.
4. Нельзя беспокоить того, кто сидит в этом месте.
5. Иногда я могу попросить вас быть в месте уединения недолго, если я считаю, что вам необходимо успокоиться.
6. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок смог при желании побывать в уголке уединения.
7. Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения.
8. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т. д.
Основные группы предметов «уголка уединения»
При оснащении уголка можно выделить несколько основных групп :
Предметы для выражения негативных эмоций. Атрибуты (материал) для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме:
Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться) и т. п.
«Стаканчик для крика», кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку, а когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
«Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
Панно для метания мяча, дартс с магнитными дротиками различные мишени, мешочки с крупой для метания.
Коробочки «Попробуй порви» – набор бумаги для разрывания.
Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются дети в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций (например, «подушка-кусочка» — резиновая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол).
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию. Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции. Помогут детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение следующие атрибуты и предметы:
• Сенсорные игрушки – в младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
• Красивый настольный фонтан, водопад.
• Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
• Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя,
• Музыкальные игрушки (например, шкатулка, игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»,
• Калейдоскопы (неизбежно улучшают настроение). Созерцание отвлекает от тревожных мыслей, помогает ребёнку переключиться,
• Сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь и успокоить тревожного, агрессивного или расторможенного ребёнка,
• Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
• Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
• Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
• Коллекции морских ракушек, магнитов.
• Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
• Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой, в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
• Материалы для изобразительной/продуктивной деятельности (для лепки —пластилин, цветное тесто, для рисования – магнитная доска, магнитно-меловая доска).
• Зеркало для хорошего настроения («зеркало моего настроения). Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
Безграничная фантазия педагогов поражает разнообразием. Вдохновения Вам!