Чернигова Татьяна Алексеевна
Центр финансовой грамотности в группе детского сада
Актуальность
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.
Публикация «Центр финансовой грамотности в группе детского сада» размещена в разделах
- Уголки и центры в группах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2023
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи, деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь», трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Важную роль при формировании основ финансовой грамотности играет грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда.
ПАСПОРТ центра финансовой грамотности
1. Наименование центра/уголка
Центр финансовой грамотности
2. Направление (в соответствии с направлениями функциональной грамотности)
Финансовая грамотность
3. Цели и задачи
формирование знаний о деятельности людей в экономической сфере; закрепление правил экономного расходования ресурсов; формирование знаний о базовых потребностях человека, об основах планирования семейного бюджета, об ответственности за домашние обязанности; дать представление о благотворительной деятельности человека.
4. Содержание
В центре размещены материалы и оборудование:
-игровые модули: «Школа», «Аптека», «Банк», «Рекламное агентство»;
-мастерские: «Атрибуты к играм», «Подарки и оформление»;
-оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр в профессии, где нет осязаемого продукта труда;
-разработка экскурсий на предприятия и учреждения ;
-оборудование для организации трудовой деятельности в группе и на улице;
-алгоритм «Трудовая деятельность»;
-тематические альбомы: «Картотека сказок по финансовой грамоте», «Привычки культурного и рационального поведения в быту», «Закрепление правил экономии», «Азы домашней бухгалтерии», «Полезная помощь», «Сам справляюсь с важным делом», «Основные потребности человека», «Благотворительность»;
-дидактические игры: «Составь цепочку (сырье-продукт)», «Кто что производит», «Рационально-расточительно», «Перспективная карта покупок», «Мамины помощники», игра-пантомима «Любимые дела по дому», игра-планинг «Как накопить на любимую игрушку»;
-художественная литература: Ш. Галиев «Три копейки на покупки», сказка «Волшебное кольцо», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», «Трое из Простоквашино», С. Михалков «Праздник непослушания», Л. Ястребова, Н. Мальгина «Хранители бюджета», «История одной реки», В. Катаев «Цветик-семицветик».
5. Период функционирования
Организация развивающей ППС в ДОО с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Игровая среда в нашем центре финансовой грамотности постоянно обновляется.
6. Перспективы развития
1. Продолжить обогащение центров в соответствии с развитием и ростом потребностей и интересов детей
2. Дополнить картотеки алгоритмами, дидактическими играми.
3. Дополнить Игры «Магазин» и «Аптека».
4. Продолжать с родителями тесное сотрудничество по оснащению развивающей среды.
5. Оснащать игровую среду согласно возрасту детей.
Список литературы
1. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с
2. Образовательная программа развития финансовой грамотности «Открытия Феечки Копеечки»/Любимова Л. В. М. : Национальное образование, 2020.