Надежда Лукьяненко
Cеминар для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов по применению здоровье сберегающих технологий в логопедической практике
Цель: ознакомить коллег с применением здоровье сберегающих технологий в логопедической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способствовать преемственности и обмену опытом; познакомить с методической литературой; создание положительного психоэмоционального настроения, атмосферы доверия и взаимопонимания.
Публикация «Cеминар для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий в логопедической практике» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Материалы, используемые на занятии: индивидуальные зеркала, звучащие игрушки и предметы, массажные су-джок шарики.
Предварительная работа: изучение новинок методической литературы, проведение консультаций по развитию фонематического восприятия, развитию пальчиковой моторики, беседы с коллегами по организационным вопросам.
Подготовка к занятию: подготовить необходимый дидактический материал, проветрить помещение.
Использованная литература: М. А. Якубович «Коррекция двигательных и речевых нарушений», Е. А. Борисова «Пальчиковые игры для детей 7 лет», журнал «Логопед» №1 – 2010 г., И. Малюкова «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму», журнал «Логопед» №3 – 2011 г., Т. Яблинская «Сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка», журнал «Ребенок в детском саду» №2 – 2009г., «Развитие фонематического восприятия у детей с ЗПР» С. В. Иванова, г. Москва, «Предупреждение дисграфии у учащихся с фонематическим недоразвитием речи», И. Л. Пожарская, г. Мегион Тюменской обл., журнал «Логопед» №2 – 20011г., Л. Н. Смирнова «Логопедия. Играем со звуками», издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2004г., Л. И. Белякова «Методика развития речевого дыхания», Москва,2005
Ход занятия
Оргмомент
Встреча коллег в кабинете. Вступительное слово логопеда о целях и задачах логопедической коррекционно-воспитательной работы в логопункте.
Логопед :
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о здоровье сберегающих технологиях для учащихся. Говоря о здоровье сберегающих технологиях для детей, мы ни на минуту не забываем о вас. Поэтому я и приготовила для вас комплекс упражнений для улучшения упругости мышц лица. (Приглашаю педагогов сесть за парты и провожу комплекс упражнений).
- Эти упражнения выполняют также дети-логопаты на занятиях.
Поиграем мышцами лица, чтобы сделать мускулатуру и ткани упругими и молодыми.
1."Улыбочка"
Приподнимаем подбородок и улыбаемся как можно шире, сильно напрягая мышцы лица (рта) и щёк. Плотно прикладываем пальцы к уголкам губ, чтобы предотвратить образование морщин.
2."Трубочка"
Вытягиваем губы, будто для поцелуя и хорошенько напрягаем мышцы. Когда напряжение достигнет высшей точки, сосчитаем до пяти и расслабимся. Повторяем 5 раз.
3."Усталые глаза"
Распахиваем глаза как можно шире, так, чтобы над радужкой были видны белки глаз. Сосчитаем до 5 и расслабимся. Повторяем 10 раз. Упражнение хорошо укрепляет глазные мышцы.
4."Двойной подбородок"
Снизу поджимаем кулак к подбородку, широко открываем рот и выдвигаем нижнюю челюсть вперёд. Мышцы шеи и челюсти напрягаем, как для укуса. Повторяем 5 раз.
5."Контур лица"
Открываем рот, нижнюю челюсть сначала выдвигаем вперёд, затем вправо и влево, а потом попеременно вправо и влево. При этом делаем резкие фыркающие выдохи.
6."Шар лопнул"
Надуваем попеременно то правую, то левую щёки, а потом подушечками пальцев сдуваем ''шар''. Затем надуваем обе щёки и так же сдуваем.
7."Крепкий орешек"
Упираемся языком попеременно то в правую, то в левую щеку.
8. Придерживая нижние веки пальцами, сомкнуть их и смотреть. Делать вибрирующие движения подушечками пальцев по ходу часовой стрелки вокруг глаза.
Логопед :
- Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких движений рук, графомоторных навыков. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».
С этой целью я провожу на занятиях упражнения по развитию пальчиковой моторики, а также массаж и самомассаж руки.
Массаж – один из древнейших методов целительства. На Востоке он всегда был частью культуры. На Западе же преимущество массажа было признано лишь с пятидесятых годов прошлого века. Массаж способен устранить разрушительную силу стресса.
Раньше считалось, что если слишком часто брать ребенка на руки, он вырастет самовлюбленным эгоистом. Но в действительности эгоистичными становятся те люди, чьи потребности в детстве безжалостно отрицались. В эмоционально холодном семейном окружении, где прикосновений мало или же не было вообще, ребенок боится выразить свои эмоции, а, будучи взрослым, сталкивается с большими сложностями, касающимися межличностных взаимоотношений.
Самомассаж – один из самых приятных и эффективных способов ухода за собственным телом. Самомассаж проводится как без масел и кремов, так и с ними. Самомассаж не заменит массажа практикующего специалиста, но он достаточно эффективен сам по себе. Здесь самое главное – установить контакт с собственным телом. Практика самомассажа – лучший способ самоуважения к самому себе.
Недавно я приобрела в кабинет су-джок шарики. Внимательно изучила инструкцию и стала проводить упражнения по су-джок терапии.
Су-джок акупунктура-последнее достижение Восточной медицины, ее можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время.
С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм.
- Давайте попробуем помассировать пальцы рук пружинками су-джок шариков, одновременно будем произносить слова простого детского стихотворения.
Этот пальчик самый сильный,
Самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый,
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Логопед :
- Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Без дыхания нет речи, без дыхания нет жизни.
Детям с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объём лёгких и формировать груднобрюшной тип дыхания. Это позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания.
Упражнения, предлагаемые сегодня, проводятся с заикающимися детьми и детьми со стёртой дизартрией. Они помогают им развивать плавность речи. Детям с ринолалией, помогают нормализовать голос, и вообще, улучшить состояние здоровья. Предлагаю вам выполнить такие упражнения.
Развитие груднобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
Первый комплекс упражнений
Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.
Упражнение 1. Выполнение пары «быстрых вдохов».
Исходное положение: стоя перед логопедом. Подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».
Необходимо обратить внимание на то, чтобы вдохи не сопровождались движением плеч, а выдох был произвольным, не задерживался.
Упражнение 2.
Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).
Исходное положение то же.
Логопед произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу – быстрому движению руки вверх.
В качестве примера приводим два текста.
Текст 1
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Здравствуй, мишенька, дружок.
Дай понюхать пирожок (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда).
Текст 2
Мышки водят хоровод,
На диване дремлет кот.
И мышиный хоровод
Вдруг увидел серый кот (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда).
«Кот понюхал нас! Ура!
Разбегайся детвора!»
Упражнение 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево.
Исходное положение то же
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:
«Все помнят, как собачки нюхают воздух?
Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика.
Сначала понюхаем воздух справа. (Логопед поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».)
Отдыхаем (Возврат головы в исходное положение, выдох.)
Затем нюхаем воздух слева.
Отдыхаем».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Где же зайчика искать?
Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).
Может слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).
Упражнение 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и лёгком повороте головы в противоположную («прислушиваемся и нюхаем»).
Исходное положение то же.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух».
Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, «нюх-нюх».
Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох).
Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, «нюх-нюх».
Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох).
Упражнение 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка.
Исходное положение то же.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:
«Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем.
Поднимаем голову вверх и нюхам воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем».
Упражнение 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем.
Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем».
Логопед :
- Непременным условием для развития речи является способность слышать.
Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития. В процессе развития речи очень важен развитый фонематический слух, благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи.
Предлагаю вам выполнить упражнение на развитие фонематического слуха «Поможем Буратино озвучить рассказ о зиме».
Буратино пишет письмо друзьям, живущим в Африке. Там никогда не было зимы. Давайте поможем Буратино рассказать своим друзьям о русской зиме.
Фрагмент занятия по развитию фонематического слуха с использованием музыкальных инструментов и звучащих игрушек
Зима
Пришла долгожданная зима (звучит бубен и тарелки). Часто идёт снег ( звуки шуршащей бумаги и шумящих коробочек: горох и гречка). Дует студёный ветер (свистулька). Крепчает мороз (марокасы). По земле несётся белая позёмка (свист в стеклянную бутылочку, шумящая коробочка с гречкой). Длинными стали ночи. Метёт пурга (свист бутылочки). Кружатся красивые лёгкие снежинки. На стеклах морозные узоры. Зябнут и голодают птицы и звери (стук деревянных ложек). На реках и озёрах толстый и прочный лёд (удары в стеклянные баночки и бутылочки, стеклянную чашку).
Но вот из-за тучи выглянуло солнышко (звучат два больших колокольчика).
Осветило солнышко лесную полянку (все колокольчики).
Подул ветер, деревья зашумели (звучат погремушки, шуршалки, марокасы).
Где-то далеко застучал дятел (удары деревянных ложек). Белочка приготовила себе запасы на зиму, прыгает по веткам, ищет их (звучат стеклянные бутылочки, маленькие колокольчики).
Зайчик в белой шубке прыгает по снегу и ищет себе пищу (звучат шумящие коробочки с гречкой и горохом).
Днё м собрались все на полянке: и солнышко, и деревья, и ветер, и звери, и птицы. И стали они радоваться весёлым солнечным денькам (звучат все инструменты).
Подведение итогов. - Всем спасибо за внимание!