Трифонова Антонина Анатольевна
Целостное описание актуального педагогического опыта «Художественно-эстетическое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 села Русский Камешкир
Целостное описание актуального педагогического опыта.
Художественно-эстетическое развитие детей.
Подготовила воспитатель: Трифонова Антонина Анатольевна.
2019 год
Публикация «Целостное описание актуального педагогического опыта „Художественно-эстетическое развитие детей“» размещена в разделах
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.
Рисование необычными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Поэтому я разработала программу клуба «Волшебники» с использованием нетрадиционных техник в рисовании. В течение трёх лет работаю с детьми по данной программе.
Программа создана на основе методического пособия Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста, Аверьяновой А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Поэтому я считаю что, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Работа проводится с детьми средней, старшей и подготовительной групп в форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и приоритетного художественно-эстетического направления ДОУ.
Продолжительное время основной задачей работы клуба является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но на практике я чётко поняла, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основная задача кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Основной целью моей работы является развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
В своей работе использую такие нетрадиционные техники:
оттиск печатками из овощей;
тычок жесткой кистью;
оттиск печатками из ластика;
оттиск поролоном;
восковые мелки и акварель;
свеча и акварель;
отпечатки листьев;
рисунки ладошками;
волшебные веревочки;
кляксография;
монотопия;
печать по трафарету.
Каждый из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В начале моей педагогической карьеры я видела в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Я стала углублённо изучать методическую литературу по этой проблеме. Для себя чё тко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение
тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством.
Поэтому, в основу опыта положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха. Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Случайно наткнулась на книгу А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Нашла много интересных идей, соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи: познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; научить создавать свой неповторимый образ. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство гордости за свои достижения, за группу, за детский сад.
В 2018 году составила проект по художественно-эстетическому развитию детей «Мастерская умельцев». Срок реализация проекта - с октября 2018 года по май 2019 года. Мой опыт по ведению пректа универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.
И вообще, я творческий человек по жизни. Стараюсь оригинально оформить групповую комнату к различным праздникам и мероприятиям, рисую декорации для музыкального зала к тематическим утренникам. Постоянно привлекаю родителей к участию в выставках и конкурсах поделок и рисунков.
Провожу с родителями мастер классы, консультации, семинары, практикумы по художественно эстетическому развитию.
Результативностью своей деятельности считаю участие детей в областной выставке детского рисунка, худ0дожественных конкурсах межрайонного и районного масштаба, регулярных выставках рисунков и поделок детей. Мои воспитанники имеют грамоты за третье место, диплом первой степени и благодарности в межрайонном конкурсе «Святая Русь», грамоты за первое и второе место в районном конкурсе «Село мое, ты капелька России», сертификаты за участие в областной выставке рисунков «Моя любимая книга».
Имея опыт рисования различными техниками, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны дошколят, родителей и воспитателей.