Ольга Сарайкина
Конспект целевой прогулки «Золотая осень. Здравствуй, каштан»
Целевая прогулка «Золотая осень. Здравствуй, каштан!»
Программное содержание :
• расширять представления детей о характерных признаках осени, учить находить их самостоятельно;
• уточнять представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев, устанавливать причинно-следственные связи (на примере дерева каштан);
• развивать способности к наблюдению за жизнью деревьев и сопереживанию им как живым существам;
• развивать диалогическую и монологическую речь, любознательность и творческие способности;
Публикация «Конспект целевой прогулки „Золотая осень, Здравствуй, каштан“» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Каша. Конспекты занятий
- Каштан. Наблюдения на прогулках
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
• воспитывать интерес и любовь к природе родного края, ее красоте, пробуждать эстетические чувства.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций о природе осенью, чтение художественной литературы на осеннюю тематику, прослушивание произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», наблюдения на прогулках.
Словарная работа: похолодание, осадки, отлет птиц, листопад, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, изморозь.
Ход прогулки
Игровой момент
Появление в группе птички, выполненной из каштана.
Воспитатель. Ребята, к нам прилетела птичка из осеннего парка. Она очень расстроена тем, что в парке происходят странные вещи: листья с деревьев почти все облетели, трава засохла, кусты потеряли свою красоту. Неужели природа погибает?
Дети с воспитателем принимают решение – совершить прогулку в осенний парк и все проверить на месте.
Вводная беседа
По дороге в осенний парк воспитатель обращает внимание детей на погоду. Дети по заданию воспитателя подбирают «красивые слова» (слова-признаки) к существительным: погода (какая, день (какой).
Педагог читает стихотворение И. Мазина «Осень».
Что ни день – то резче ветер
В парке рвет листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает всё поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землёй почти в обед.
Воспитатель с детьми закрепляет названия осенних месяцев, их последовательность, характерные признаки осени :
- солнце светит не так ярко, солнечных дней становится всё меньше;
- небо часто закрыто тучами, с каждым днем холодает;
- у деревьев и кустарников желтеют и опадают листья, созрели плоды и семена;
- часты холодные затяжные осадки;
- перелётные птицы улетают на юг;
- по утрам появляется изморозь;
- дни становятся короче, а ночи длиннее – уменьшается световой день.
Воспитатель знакомит детей с поговорками: «Осень идет – дождь за собою ведёт», «От осени к лету поворота нету», «Октябрь-грязник птиц провожает» и вовлекает детей в беседу, хадает им вопросы по содержанию поговорок.
Коллективное наблюдение и игры
Воспитатель и логопед обращают внимание детей на территориальное расположение парка, в который совершают прогулку.
Педагог рассказывает детям, что территорию парка отделяет невысокая ограда с рисунком, в парке оформлены пешеходные дорожки, аллеи с деревьями и кустарниками. Можно посидеть и отдохнуть на удобных скамеечках.
Воспитатель. В этом году осень теплая, поэтому мы видим яркие краски осенних цветов, которые так украшают парк. Мы с вами гуляли в этом парке весной. Вспомните, какие изменения произошли в парке с прошлого посещения? Почему?
Дети вспоминают, какая погода была весной, как выглядели растения. Отмечают изменения, которые произошли с растениями осенью : многие отцвели, дали семена, засохли, потеряли листву, погибли и т. д.
Воспитатель. Как называется явление, когда опадают листья?
Дети. Листопад.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем.
Подвижная игра «Листопад». Дети выполняют движение в соответствии с текстом стихотворения Н. Капустюк.
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят.
Листья желтые кружатся
И на землю все ложатся.
Воспитатель. На деревьях почти не осталось листьев, они лежат на земле, под деревьями. Они засыхают, и порывы ветра носят их по дорожкам парка. Но в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью – они образуют покров на земле, чтобы корни не промерзали, в них зимуют насекомые. А разлагаясь, они превращаются в прекрасное удобрение. Давайте походим по дорожкам, рассмотрим деревья, кустарники, полюбуемся красками осеннего парка.
Посмотрите, вот каштан, листья у него словно опахало. (Воспитатель объясняет, что такое опахало.) У него есть плоды. Вы помните, как они выглядят? Сейчас мы это проверим.
Игровое упражнение «Кто больше найдет?»
Листьев было много,
Осенью их мало стало.
Их в траве ты поищи.
Раз, два, три, четыре, пять…
Будем их искать – считать.
Один каштан, два каштана…
Подвижная игра «Каштанчики».
Мы каштаны собирали.
А теперь мы ими стали.
Раз, два, три…
Нас попробуй собери!
Подведение итога прогулки.
Воспитатель. А сейчас каштанчики превращаются в детей. Что вам больше всего запомнилось на прогулке? Понравилось вам гулять в осеннем парке? (Ответы детей.)
Мы с вами погуляли, поиграли, пора возвращаться в детский сад. Собранные плоды каштана будут напоминать нам о прогулке и знакомстве с очень красивым деревом каштаном.
В группе воспитатель может и высушивает каштаны. После дневного сна дети выполняют упражнение «Озорные каштанчики» на развитие мелкой моторики и лепят поделки по замыслу из плодов каштана.
Упражнение «Озорные каштанчики».
Каштаны в ладошках я крепко держу,
Каштаны в ладошках верчу и кручу.
А после поделки из них смастерю.
Воспитатель. Ребята, вы все сегодня постарались. Молодцы!