Екатерина Никитина
Буква «Я». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята. Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь мне, как я улыбаюсь вам. Я вам желаю, сохранить такое хорошее настроение до конца занятия. Давайте встанем в кружок и поздороваемся друг с другом. Слайд 2
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем на лево
А теперь пойдем на право
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем
Заниматься мы начнем.
В гости к нам пришел сегодня Гномик Буквознайкин. Он принес нам подарки, но он нам их не отдаст, Гномик говорит, что нам нужно выполнить его задания и познакомиться с новой буквой. Слайд 3
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Ну, что, ребята, сможем справиться с заданиями Гнома? Перед тем как приступим к выполнению заданий, предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику. Слайд 4,5,6
Молодцы справились, Садитесь за столы.
-Ребята, вы должны выполнить первое задание. Нарисуйте посередине листочка длинную вертикальную палочку сверху вниз. Слайд 7
Дети выполняют задание.
Слева от палочки в верхней ее части и плотно к ней пририсуйте полукруг.
Дети выполняют задание.
От полукруга сверху вниз справа налево наискосок пририсуйте короткую палочку.
Дети выполняют задание.
Что у вас получилось? Кто знаком с этой буквой?)
Правильно. Из каких элементов она состоит?)
Буква Я состоит из трех элементов: длинной палочки, половинки кружка и короткой палочки.
-Как вы их расположили?
-Мы нарисовали вертикальную длинную палочку, слева от нее в верхней части пририсовали полукруг, а от полукруга справа налево наискосок – короткую палочку.
-Молодцы. И получилась буква Яя.
Сегодня мы познакомимся с «сестренкой» буквы «а». Слайд 8
Гномик Буквознайкин принес нам эту букву. Это буква «я».
- Ребята, послушайте, как я произношу звук [й’а]. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка. Слайд 9
Как зовут «сестренку» звука [а]?
Как мы произносим [а]? [й’а]?
Правильно, [а] мы произносим твердо, [й’а] - мягко, нежно.
Звук [й’а] - гласный мягкий. Давайте рассмотрим букву Я. Она состоит из трех элементов: прямая палочка, полуовал, наклонная палочка.
-Сравним большую и маленькую букву. Чем они похожи?
- элементами.
-Чем отличаются?
-размером. Слайд 10
Ребята, буква Я волшебная, когда она стоит в начале слова, после гласной буквы или твердого и мягкого знака, то образует сразу два звука. Послушайте внимательно. [й’а]блоко. Давайте вместе потренируемся. Слайд 11
- Посмотрите, как я произнесу этот звук. Давайте все вместе произнесем звук [й’а].
- Когда произносим звук, рот открыт или закрыт?- открыт.
- Язык находится вверху или внизу?- внизу.
-Воздух выходит свободно или ему мешает преграда?- свободно.
- Значит звук [й’а] гласный или согласный?- гласный.
- Как мы обозначаем гласный звук? - красным кружком.
- Давайте возьмем с вами фонетические карточки и составим слово яблоко.
- Сколько слогов в слове яблоко?
- Сколько букв, а сколько звуков?
- Молодцы.
Рассмотрите картинку и назовите все слова, которые начинаются со звуков [й’а]. В каких словах есть звук [й’а] в середине, а в конце слова. Слайд 12
- Давайте маленько отдохнем, выходите ко мне. Сейчас с вами сделаем физминутку. Вставайте в кружок. Слайд 13
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт.
Ребята, давайте поиграем в игру, какая буква потерялась. Слайд 14
Молодцы. Справились с заданием.
Посмотрите у вас на столе лежат листочки, Давайте посмотрим задание. Выполняем. Слайд 15 ,16
Справились с заданием.
Посмотрите на экран и найдите все буквы Я Слайд 17
Давайте с вами прочитаем чистоговорки с буквой Я. Молодцы. Слайд 18
Ребята, сейчас я вам загадаю загадки. Слушайте внимательно. Слайд 19
-Скажите, что лишнее на картинке Слайд 20
-Дети – Юла. А почему вы рушили что юла? Молодцы.
А теперь ребята возьмите в ручки фонетические карточки и выложите мне схему, слово няня. Слайд 20
Сколько букв слове няня, а звуков? Молодцы.
А теперь давайте придумаем предложение со словом няня и составим схему предложения. Молодцы.
Игровое упражнение «Два, три, четыре». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Ребята, смотрите у меня изображены цифры «2», «3», «4» и изображения мальчика, девочки, корзинки с ягодами и ящерицы. Педагог. Мальчика зовут Яша, девочку Яна, ягоды и ящерицу. Вам нужно разделить слова на слоги и сказать под какую цифру мы поставим нужную картинку. Слайд 21
Молодцы.
Ребята мы с вами справились со всеми заданиями гномика. И он вам говорит, что вы -Молодцы! Слайд 22
Вы отлично справились со всеми заданиями и за это он вас наградит-красивыми раскрасками.
До скорой встречи!
Ребята, давайте гномику скажем до свидания.
Рефлексия Слайд 23
С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
• Как вы думаете, мы выполнили все задания гномика?
• Что вам понравилось на занятии больше всего?
• Что было трудно выполнять?