Татьяна Петрова
Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир диктует условия, в которых традиции чтения с каждым годом утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, и в, частности, на развитие ребенка, вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Это является тревожной проблемой, особенно для нашей страны, где к пропаганде чтения, в особенности в разрезе детского чтения, отводится важная роль в системе обучения и воспитания. Падение интереса у населения страны к чтению литературы влечет ухудшение владения родным языком, снижается уровень грамотности у населения.
Публикация «Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению у старших дошкольников» размещена в разделах
Таким образом, вопрос о значимости и приобщению детей к чтению литературы можно отнести к достаточно важным и значимым в современных условиях, когда преобладание электронных технологий превалирует. И это является достаточно серьезным тревожащим фактором, так как под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка— речь становится более конкретной, более сухой, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями.
Нельзя сказать, что оградив детей от воздействия современных гаджетов, можно будет решить проблему. Важно создать условия, которые станут основой для возникновения мотивации у ребенка по привлечению к чтению книг. Условия, в которых книга сможет соперничать с современными технологиями в глазах современного ребенка.
Создавая мотивационную привлекательность для возникновения интереса к книге, мы способствуем развитию ребенка. В процессе общения с книгою ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Что необходимо, чтобы у ребенка появилось желание прочитать книгу?
Интерес. Любопытство. Удовольствие от процесса. Осознание радости от достижения конечной цели. Потребность в новых впечатлениях.
Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребенка по отношению к процессу чтения? Эффективным средством решения этой задачи, можно рассматривать такую инновационную форму работы со старшими дошкольниками, как создание материала по анонсированию книги для привлечения внимания ребенка к чтению художественного произведения – это буктрейлер.
Что такое Буктрейлер? Это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги.
Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения.
Идея создания буктрейлера зародилась в США, в России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Изначально буктрейлер предназначался для взрослых, суть создания - продвижение книги на рынке продаж.
Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками и их родителями в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребенка к чтению и средством развития личности ребенка, но и является средством саморазвития педагога.
В этой связи такая форма работы с дошкольниками, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях дошкольного учреждения.
В данном случае представлен опыт работы по созданию творческого продукта -буктрейлера с детьми старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями.
Подготовительный этап работы заключался в знакомстве родителей с сущностью проблемы, понятием «буктрейлер», с видами и этапами создания буктрейлера как творческого продукта.
В процессе подготовительного этапа особое внимание родителей было направлено на то, что буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания, а именно:
Буктрейлеры могут быть :
Игровые (минифильм по книге)
Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами)
Анимационные (мультфильм по книге)
Если рассматривать данные виды в рамках работы с дошкольниками, то наиболее удобным для создания является, с моей точки зрения, вид буктрейлера - «игровой».
По планировании содержания работы по созданию буктрейлера в работе с дошкольниками можно выделить основные этапы:
1) Первый этап: выбор литературного произведения
Главное условие: сюжет книги (книга, которая выбрана в качестве основы для создания буктрейлера.
Такая творческая работа может быть интересной формой работы по взаимодействию с родителями воспитанников и творческий союз непременно станет инструментом для укрепления детско-родительских взаимоотношений, что является важной задачей взаимодействия детского сада и семьи.
2) Второй этап: Создание сценария к буктрейлеру
На данном этапе необходимо определить вид буктрейлера, продумать сюжет, который станет основой творческого продукта. Это достаточно сложная задача для дошкольников, поэтому на данном этапе главная роль отводится взрослым-родителям.
Воспитанники при создании творческого продукта (сценария буктрейлера) могут стать соавторами. Роль детей продолжает быть активной, дети должны быть вовлечены в творческий процесс.
При создании сценария важно учитывать, что сюжет буктрейлера - это основа видеоролика, то содержание, которое будет определять идею и воплощение творческого продукта. Необходимо учитывать, что мотивационная интрига, посредством которой к содержанию буктрейлера будет приковано внимание будущих зрителей, должна стать определяющей при написании сценария. Это необходимо, чтобы ребенку непременно захотелось узнать, как будут развиваться события в книге, которую анонсируют в сюжете буктрейлера. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень ответственно и продуманно. Тем более, что в нашем случае, мотивировать к чтению мы планировали дошкольников. Важно учитывать и то условие, что видеоролик не должен быть длинным, не более 2-5 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя, в нашем случае – внимание дошкольника.
3) Третий этап: Съемка сюжета буктрейлера.
На этом этапе основной формой работы является театрализованная деятельность, посредством которой на этапе репетиции осуществляется съёмка частей сюжета буктрейлера. Активная роль принадлежит детям и родителям, которые могут стать как соавторами в подготовке материальной базы импровизированного спектакля, так и участвовать в роли актеров, принимающих участие в съемках. Задача взрослого – творчески организовать процесс проектирования буктрейлера; используя максимально возможное сочетание разнообразных видов деятельности, образовательного материала и интегрирование их в деятельности.
4) Четвертый этап: выбор средств для создания буктрейлера и практическая реализация – процесс создания буктрейлера с помощью программных средств. Здесь можно использовать любой видеоредактор, который станет инструментом для создания видеоролика. Я использовала Movie Maker.
5) Пятый этап : Демонстрация буктрейлера.
В работе со старшими дошкольниками реализация данного этапа должна стать отправной точкой для продвижения творческого продукта.
Формы работы по демонстрации буктрейлера могут быть достаточно разнообразны, главное учитывать условие, посредством которого дети смогут выбрать из предложенных педагогом вариант, каким образом будет проходить «секретная» презентация книги (например, один из видеориоликов мы использовали на занятии по К. И. Чуковскому).
Практический совет на этапе просмотра буктрейлера : важно обратить внимание на эмоциональное состояние зрителей, на уровень интереса, который должен проявиться в процессе просмотра. Необходимо проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей.
Просмотр буктрейлера зрителями-воспитанниками группы, не участвовавших в создании ролика, может не только заинтересовать детей, но и не ограничить чтением художественного произведения. Дети группы, под руководством педагогов могут подготовить и показать театральную постановку по мотивам про анонсированной книги. Таким образом, удается связать две формы работы, такие как театрализованная деятельность и создание буктрейлера.
При анализе содержания работы в рамках создания буктрейлера были выявлены следующие положительные результаты:
-Использование новой формы работы способствует возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий (интриги).
- Деятельность, интересная ребенку, является сильным мотиватором, способствующим активному развитию личности дошкольника.
- Реализация в практической деятельности новой формы работы способствует повышению уровня педагогической компетенции при использовании инновационных форм работы в работе с дошкольниками.
-Расширение содержания совместной деятельности с детьми при взаимодействии с родителями воспитанников при создании творческого продукта.
Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности и повышает роль взрослого (родителя) во взаимодействии