Лабутина Елизавета
Консультация «Специфика работы по развитию звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Буклет "Специфика работы по развитию звуковой культуры речи".
Уважаемые родители!
Представляю вашему вниманию игры для развития звуковой культуры речи, в которые можно поиграть с ребенком дома, на улице и в транспорте. Помните, что чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Консультация „Специфика работы по развитию звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Игры на развитие речевого дыхания :
Игра «Певец»
По сигналу взрослого ребенок делает глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук
«А, О, У, Ы, И».
Игра «Змея»
Ползёт змея, шипит змея, но трогать нам её нельзя. Покажи, как шипит змея: «Ш-ш-ш».
Игры на развитие просодических компонентов:
Игра «Вьюга»
По сигналу "Вьюга начинается" ребенок громко и длительно произносит звук «у-у-у.», по сигналу "Вьюга кончается" ребенок произносит звук тише; по сигналу "Вьюга закончилась" ребенок замолкает.
Игра «Раз, два, три, за мною повтори»
Взрослый произносит звуки, ребенок повторяет и угадывает животное. Угадай, кто так голос подаёт? Пример: волк воет «У – у – у», медведь ревет «Р – р – р».
Игра: «Скажи по-разному».
Ребенку предлагается рассказать любое стихотворение, меняя интонацию голоса при рассказывании: весело-громко, грустно-тихо.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Игра «Кап, кап, кап»
Указательным пальцем стучим по ладони, произнося звукоподражание : «кап – кап». Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется.
Игра «Большие ноги шли по дороге»
Под слова взрослого: «Большие ноги шли по дороге…» Ребенок не спеша шагает на месте, высоко поднимая ноги и медленно говоря: «топ – топ». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» ребенок бежит на месте мелкими шажками и быстро говоря: «Топ – топ – топ – топ».
Игры и упражнения на развитие фонематических процессов:
Игра «Угадай, что делаю»
Взрослый просит ребенка закрыть глаза и шумит любыми предметами (ложка, пакет, и пр.). Ребенок должен на слух определить, что это за предмет.
Игра «Хлоп»
Если в слове услышите заданный звук, то нужно хлопать в ладоши.
Игра «Придумай слово»
Нужно придумать слово с заданным звуком в начале, середине или конце слова.
Игра «Поймай слог»
Взрослый произносит первый слог слова, а ребенок должен «превратить» его в слово. Пример: ПА – папа, т. д.
Игровое упражнение «Раздели правильно»
Взрослый говорит ребенку, что сейчас они разделят слово на слоги. Далее нужно произнести слово «мо-ло-ко», при этом хлопая в ладошки и считая хлопки. Сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Посели в домик слово»
Чтобы определить, какому слову какой домик подходит, нужно узнать, сколько слогов в слове. Если один слог, то гостя поселить в домик с одним окном. Если два слога, то гостя поселить в домик с двумя окнами.
Игры на формирование грамматического строя речи :
Игровое упражнение «Чьё всё это?»
Детям показывается картинка с
изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить
одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
-Корова – коровий, коровье, коровья,
коровьи.
Игра «Мой, моя, моё»
Предложите ребенку назвать окружающие его предметы, начиная со слов «Мой, моя, моё». Пример: моя ложка, мой мяч, и т. д.
Игры на обогащение словарного запаса:
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу. Пример:
-Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
Игра «Наоборот»
При работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :
Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок»,
а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял»,
а скажешь ты («нашёл»!
Скажу тебе я слово «трус»,
ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну,
отвечай, … («конец»).
Игра «Какой предмет?»
Содержание игры заключается в следующем: взрослый показывает предмет либо называет слово и задаёт
вопрос: «Какой?». Ребенок называет как можно больше признаков, соответству-ющих данному объекту. Пример: лимон (какой) – желтый …
«Что бывает?»
К слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов. Пример: красный – помидор, перец, карандаш, стол …
Игры на развитие связной речи :
Игровое упражнение
«Длинное предложение»
Ребенку предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Пример: «Дети идут … (Куда? Зачем)»
Игровое упражнение «Если бы…»
Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если бы я был космонавтом…»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Взрослый рассказывает ребенку начало сказки или рассказа и даёт задание продолжить или придумать концовку.
Желаем вам успехов!