Екатерина Глазова
Консультация «Особенности ориентировки детей на местности»
▼ Скачать + Заказать документы
Буклет "Особенности ориентировки детей на местности"Уважаемые родители!
С развитием пространственной ориентации изменяется и характер отражения воспринимаемого пространства.
Восприятие внешнего мира пространственно расчленено. Такая расчлененность навязана нашему восприятию объективным свойством пространства - его трехмерностью. Соотнося расположенные в пространен предметы с различными сторонами собственного тела, человек, как бы расчленяет его по основным направлениям, т. е. воспринимает окружающее пространство как местность, соответственно расчлененную на различные стороны: переднюю (правостороннюю, левостороннюю). Но как же ребенок приход к такому восприятию и пониманию? Каковы при этом возможности дошкольников?
Публикация «Консультация „Особенности ориентировки детей на местности“» размещена в разделах
Вначале объектами, расположенными впереди, сзади, справа или слева от себя ребенок считает лишь те, что непосредственно примыкают к соответствующим сторонам его тела или максимально приближены к ним. Следовательно, площадь, на которой ориентируется ребенок, вначале крайне ограничена. Сама ориентировка осуществляется в этом случае в контактной близости, т. е. в буквальном смысле слова на себя и от себя.
В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов относительно исходной точки отсчета. Границы отражаемого пространства как бы отодвигаются от самого ребенка, однако определённых объектов, расположенных впереди, сзади, справа или слева, связывается определением о крайне узких участках пространства, непосредственно примыкающих к сагиттальной и фронтальной линиям. Это как бы прямые лини на местности, идущие перпендикулярно каждой из сторон субъекта, в котором зафиксирована точка отсчета. Положение объекта под углом 30-45° переднее - правой, например, зоне не определяется ребенком ни как вперед, ни как справа расположенным. «Это не впереди, а побочее», - обычно говорят в таких случаях дети или: «Это не справа, а немножко впереди». Пространство, воспринимаемое вначале диффузно, теперь как бы делится в участки.
В 5 лет площадь выделенных ребенком участков: переднего, задней правого, левого - постепенно увеличивается. Все боле возрастает степень и удаленности по той или иной линии (фронтальной или сагиттальной). Теперь даже удаленные объекты определяются ребенком, как расположены вперед или сзади, справа или слева от него. Увеличивается постепенно и площадь выделенных участков от сагиттальной и фронтальной линий, происходит ка бы их сближение. Постепенно местность начинает осознаваться ребенком как целое в ее непрерывном единстве. Каждый участок или зона еще абсолютируются и определяется как передний, задний, правый или левый, которые вначале строго изолированы друг от друга. Возможность взаимопереходов пока исключается.
Желаем успехов!
МБДОУ № 25
Буклет
"Особенности ориентировки детей на местности"
Подготовила воспитатель МБДОУ № 25
Глазова Е. Ф.
Ст. Тенгинская
2019г.