Татьяна Комлева
Игры и игрушки для развития мелкой моторики
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №267»
(МАДОУ «Детский сад №267»)
Буклет
«Игры и игрушки для развития мелкой моторики»
Подготовил: воспитатель 7 гр.
Комлева Т. А.
г. Барнаул, февраль 2024
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Игры и игрушки для развития мелкой моторики» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, входе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.
Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.
Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. стимулирует развитие мелкой моторики;
2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом, кто впереди и т. д.).
Игры с крупой, семенами, палочками.
Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на “доске” линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Мешочки с крупой- упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
•развивают мелкую моторику;
•развивают внимание; речь;
•развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Упражнения с прищепками
Цель упражнения – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ёжику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее).
Упражнения с бусинами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать»
Упражнения с красками. Некоторые педагоги и психологи предлагают для развития моторики упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в краску акварельную или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги. Этими упражнениями можно заниматься с 2 лет.
Игры с конструктором, мозаикой – в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. Ребёнок рассказывает, что сделал и показывает всем.
Для формирования словаря у детей используется разнообразный демонстрационный материал (игрушки, предметы, картинки, фигурки настольного театра, куклы би-ба-бо, бросовый материал – пробки, фланелеграф с иллюстрациями).
Дети учатся/ практикуют:
• Показывать объект и называть (Дети рассматривают и называют, что видят.)
• Используются пальчиковые игры, физические минутки и задания.
• Проводится многократное повторение новых слов индивидуально и хором, что способствует обогащению словарного запаса слов у детей.
• Отвечают на вопросы: «Что видите? Какой предмет? Кого видите на картине? Что они делают?»
• Отрабатывают умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи при проговаривании скороговорок. Говорить громко, тихо, быстро, медленно).
• Работая с картинками, дети перебирают их, называют, пополняют словарный запас.
Таким образом, вывод такой - целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию речи дошкольников.