Татьяна Трапезникова
Финансовая грамотность для дошкольников. Сказки, ориентированные на освоение экономических понятий
▼ Скачать + Заказать документы
Бережное и разумное отношение к деньгам- это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей!
Важную роль в экономическом воспитании дошкольников отводится использованию сказок.
Сказка способствует развитию понимания многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари:- «Она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, оценить свои возможности».
Публикация «Финансовая грамотность для дошкольников, Сказки, ориентированные на освоение экономических понятий» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения (народные сказки : «Жадная старуха», «Иван Царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»);
Сказки, отражающие труд людей: («Морозко», «Хаврошечка», «Сказка о попе и работнике его Балде» и тп);
Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства («Аленький цветочек» и тп);
Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», труд, обмен, производство. («Как старик корову продавал», «Огниво»);
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость («Федорино горе», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Памятка для работы
со сказкой :
1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую- экономическую сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
2. Провести исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские, что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения нравственного содержания;
3. В детальном анализе содержания сказок вычленить в них экономические категории («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях.
4. С или вопросы, так как в народных и авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно- познавательные навыки.
Вопросы по сказкам и проблемные ситуации развивают умения подмечать простейшие экономические явления, выделять слова, действия, относящиеся
к экономике.
Вопросы по сказкам :
1) Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» :
1) Почему ласточки улетают в теплые края?
2) Почему Дюймовочка захотела улететь на юг вместе с ласточкой?
3) Каким золотым правилом следовала ласточка, когда согласилась взять Дюймовочку с собой?
4) Какие потребности были у Крота? Почему Дюймовочке было с ним плохо?
2)Сказка С. Я. Маршака
«Кошкин дом»
1) Какую нужду испытывали котята?
2) Какие возможности были у тети кошки?
3) Какие золотые правила она нарушила, когда оттолкнула котят, отправив их в приют?
3) Русская народная сказка «Колобок»
1) Почему дед попросил испечь Колобок?
2) Можно ли назвать побег колобка удовлетворением потребностей? Какой?
4)Русская народная сказка
«Курочка ряба»
1) Почему расстроились дед и баба?
2) Что они хотели получить взамен золотого яичка? Почему?
3) Как называется распределение доходов и расходов?
5)К. И. Чуковский «Мойдодыр»
1) Почему предметы быта сбежали от мальчика?
2) Какие потребности у современного человека?