Людмила Венидиктовна Филиппова
Консультация для родителей «Что такое психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое психологическая готовность к школе?
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л. А.
Общая готовность к школе складывается из:
Психологической готовности: которая включает в себя интеллектуальную, мотивационную, волевую, коммуникативную готовность
Публикация «Консультация для родителей „Что такое психологическая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Физиологической готовности, показателями которой являются рост, вес, общее состояние здоровья; анатомо-физиологическая перестройка организма
Специальной готовности, т. е. сформированных школьно-значимых умений: чтение, счёт и т. д.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
• коммуникативную готовность;
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• эмоционально-волевую готовность
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
• Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
• В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребенка с окружающими.
• Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Интеллектуальная готовность предполагает:
• развитие внимания, памяти, восприятия, процессов мышления, воображения, речи в соответствии с возрастной нормой
• наличие кругозора, запаса знаний об окружающем мире
• любознательность, желание познавать новое.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
• С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
• Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.
• Важно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
У ребёнка высокая учебная мотивация, если он:
• хочет идти в школу
• понимает важность и необходимость учения
• проявляет выраженный интерес к получению новых знаний
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей :
• ставить перед собой цель
• принять решение о начале деятельности
• наметить план действий
• выполнить его, проявив определенные усилия
• оценить результат своей деятельности,
• умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Портрет идеального первоклассника:
• устойчивое внимание
• умеет думать
• умеет делать выводы
• умеет фантазировать
• наблюдательный
• хорошо развита речь, умение выразить свои мысли
• умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги
• настроен на обучение
• готов к серьезной работе
• учится с интересом
• хочет узнавать новое
• любит думать
• аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями
• проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни
Портрет первоклассника, неготового к школе:
• чрезмерная игривость
• недостаточная самостоятельность
• импульсивность, бесконтрольность поведения
• неумение общаться со сверстниками
• трудность контактов с незнакомыми взрослыми
• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции
• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие
• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами)
• недостаточное развитие памяти
• задержка речевого развития
Советы родителям будущего первоклассника:
• Развивайте ребенка.
• Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
• Выучите с ребенком ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.
• Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
• Поддерживайте ребенка, сопереживайте ребёнку в тяжёлые моменты.
• Удерживайтесь от замечаний и претензий.
• Относитесь к ребёнку деликатно,
разговаривайте, искренне интересуйтесь мыслями маленького человека, его чувствами, а не только тем, сделал ли он задания и что ел на обед.
• Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
• Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу.
• Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.
• Учите относиться с уважением к воспитателю, а в будущем - к педагогу.
Материал подготовила педагог-психолог Филиппова Л. В.