Ольга Куданович
Консультация для педагогов и родителей «Советы логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития речи можно поиграть с ребенком в словесные игры:
«Один – много» : взрослые называют предмет в ед. ч., а ребенок во мн. ч. (ложка-ложки);
«Назови ласково» : взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
«Какой? Какая? Какое?» : взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
Игра «Слоги и звуки» Произнося слова по слогам, учите определять их количество в словах, например: жук, мак – слова из одного слога; за-бор, цап-ля – слова из двух слогов.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Советы логопеда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Попросите ребенка назвать несколько слов, начинающихся с одного звука: «ш» - шапка, шахматы, «ж» - жук, жаба. Учите различать твердость и мягкость звуков «р» и «л» : твердый «р» - морковь, груша, мягкий «рь» - редька, абрикос.
Посчитай». Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т. д.
«Угадай первый звук в слове» : взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
«Придумай слово на звук [___]» : взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
«Топ-хлоп» : взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [___] и топнуть ногой, если он услышит звук [___];
«Скажи наоборот» : взрослые предлагают ребенку назвать противоположность: ночь - день; веселый – грустный и т. д.
«Что бывает …» : взрослый предлагает ребенку назвать что бывает: красным — (яблоко, кресло, платье.); желтым — репа, краска, сумка.) и т. д.
«Цепочка слов» взрослый называет слово, ребенок называет следующее слово (кот – тигр – репа – арбуз и т. д.)
Артикуляционная гимнастика для развития речи ребенка
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение язычка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
"Чистим, зубки" Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
«Сделать трубочку» Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.
"Чашечка" Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).
"Гармошка"Улыбнуться, сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот
(зубы не смыкать).
«Киска сердится» Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языкавперед, как кошка выгибает спинку.
«Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не Учим стихи играя
Мы не скажем, а покажем.
Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.
Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.
Доскажи словечко.
Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать — пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.
Эхо
Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.
Ты мне, я тебе
Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.
«Маляр» Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Качели». " Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.
"Грибочек"Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу.
"Пароход гудит" Губы в улыбке, открыть рот с напряжением произнести долгое
"ы-ы-ы. "
"Индюки болтают" Языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба. "
"Часики" Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
«Лошадка» При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
"Барабанщик" Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "д-д-д. "
«Чашечка»Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
"Орешки" Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
"Дудочка"с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад «Звездочка»
Игры для развития
мелкой моторики ребенка
- Трафареты и шаблоны изображения предметов и объектов для обводки.
- Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
- Нанизывание бус на леску, проволоку.
- Различные виды мозаик, пазлы.
- Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).
- Цветные клубочки ниток для перематывания.
- Пластилин, тесто.
- Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.
- Семена, фасоль, горох (разбирать по кучкам).
- Вырезание ножницами (из журналов, газет, цветной бумаги, картона.)
- Пуговицы (разобрать по размеру, цвету, форме, сделать картинку)
- Прищепки (снять и опять одеть на край стакана, кастрюли).
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Научите его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
- Рисование на манке, соли, песке. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры.
- Запускайте пальцами мелкие волчки.
- Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами