Горкина Татьяна
Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников «Люблю тебя, мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников.
«Люблю тебя, мой край родной»
(из опыта работы воспитателя детского сада «Сибирячок» г. Кодинск, Красноярского края)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Мы, участники проекта, проживающие в небольшом таежном городке Кодинске, расположенному в Сибири, на величавой реке Ангаре хотели бы иметь возможность любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом.
Работая с детьми над проектом "Мой край родной" узнали много интересного. Объединив различные виды деятельности, у дошколят возникла возможность почувствовать себя исследователями и открывателями родного края и своей малой родины. Самостоятельно и с помощью взрослых решать экологические и нравственные задачи. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это является очень важным. Любой уголок родного края неповторим. В каждой местности есть свои достопримечательности, о которых должны знать дет
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес и развить любознательность.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. А Родина начинается с родного дома, улицы, детского сада, школы, города, поселка. Изучать места, где живешь, чем славен твой край - главная задача в воспитании подрастающего поколения.
Возрастными особенностями дошкольников являются эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, поэтому знания следует давать через сопереживание и сострадание. Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека. Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред.
Детям необходимо объяснять, что человек должен покровительствовать природе и беречь ее. Для этого дошкольникам важно дать наиболее полные знания об экологической системе :
• они должны получить представление о животных и растениях как уникальных живых существах;
• важно объяснить, какая есть взаимосвязь между растениями и животными, позволяющая им сосуществовать и приносить пользу друг другу;
• дети должны понять, что исчезновение отдельных живых существ или растений приводит к нарушению биологического равновесия в мире и у каждого из них есть своя экологическая ниша.
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке.
Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из задач моей работы является, совершенствовать умения и навыки детей в наблюдении за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них развивается наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. Разработала циклы наблюдений за живыми объектами природы.
Знакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же в уголке природы находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, которые наблюдали на улице). Различные модели заместители реальных объектов (глобус, календарь погоды, рисунки-модели растений, животных и других объектов природы, природных явлений).
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игровые технологии, которые включают различные виды игр. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, в дидактических играх.
Ребята старшей группы «Гномик» с интересом занимались поиском материала о родном крае, городе, посетили музей, библиотеку, были организованы встречи с замечательными людьми, живущими в Кодинске – строителями Богучанской ГЭС. Выходили на связь и общались по скайпу с детсадами городов Норильск, Минусинск (Красноярский край).
Работая над проектом «Мой край родной», собранный материал разместили в презентации «Большое путешествие по Красноярскому краю».
Воспитатель высшей категории : Горкина Татьяна Юрьевна