Горкина Татьяна
Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников «Люблю тебя, мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников.
«Люблю тебя, мой край родной»
(из опыта работы воспитателя детского сада «Сибирячок» г. Кодинск, Красноярского края)
Публикация «Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников „Люблю тебя, мой край родной“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Мы, участники проекта, проживающие в небольшом таежном городке Кодинске, расположенному в Сибири, на величавой реке Ангаре хотели бы иметь возможность любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом.
Работая с детьми над проектом "Мой край родной" узнали много интересного. Объединив различные виды деятельности, у дошколят возникла возможность почувствовать себя исследователями и открывателями родного края и своей малой родины. Самостоятельно и с помощью взрослых решать экологические и нравственные задачи. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это является очень важным. Любой уголок родного края неповторим. В каждой местности есть свои достопримечательности, о которых должны знать дет
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес и развить любознательность.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. А Родина начинается с родного дома, улицы, детского сада, школы, города, поселка. Изучать места, где живешь, чем славен твой край - главная задача в воспитании подрастающего поколения.
Возрастными особенностями дошкольников являются эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, поэтому знания следует давать через сопереживание и сострадание. Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека. Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред.
Детям необходимо объяснять, что человек должен покровительствовать природе и беречь ее. Для этого дошкольникам важно дать наиболее полные знания об экологической системе :
• они должны получить представление о животных и растениях как уникальных живых существах;
• важно объяснить, какая есть взаимосвязь между растениями и животными, позволяющая им сосуществовать и приносить пользу друг другу;
• дети должны понять, что исчезновение отдельных живых существ или растений приводит к нарушению биологического равновесия в мире и у каждого из них есть своя экологическая ниша.
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке.
Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из задач моей работы является, совершенствовать умения и навыки детей в наблюдении за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них развивается наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. Разработала циклы наблюдений за живыми объектами природы.
Знакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же в уголке природы находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, которые наблюдали на улице). Различные модели заместители реальных объектов (глобус, календарь погоды, рисунки-модели растений, животных и других объектов природы, природных явлений).
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игровые технологии, которые включают различные виды игр. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, в дидактических играх.
Ребята старшей группы «Гномик» с интересом занимались поиском материала о родном крае, городе, посетили музей, библиотеку, были организованы встречи с замечательными людьми, живущими в Кодинске – строителями Богучанской ГЭС. Выходили на связь и общались по скайпу с детсадами городов Норильск, Минусинск (Красноярский край).
Работая над проектом «Мой край родной», собранный материал разместили в презентации «Большое путешествие по Красноярскому краю».
Воспитатель высшей категории : Горкина Татьяна Юрьевна