Виолетта Арутюнова
Бодиперкуссия в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и использования инновационных методов. Одним из таких методов является боди перкуссия — техника, в которой тело используется как музыкальный инструмент. Эта концепция направлена на развитие музыкально-ритмических способностей, улучшение координации движений и эмоционального состояния детей с ОВЗ.
Цель концепции
Основная цель данной концепции — создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ через использование техники боди перкуссии, что способствует улучшению их физического, эмоционального и социального состояния.
Задачи концепции
Развитие музыкально – ритмических способностей: Формирование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти у детей с ОВЗ.
Улучшение координации движений: Развитие моторики и координации через ритмические движения и игры.
Стимулирование эмоционального выражения: Помощь детям в выражении своих эмоций и чувств через музыку и движение.
Социализация и взаимодействие: Создание условий для взаимодействия детей друг с другом, что способствует развитию социальных навыков.
Коррекция речевых нарушений: Использование боди перкуссии как средства для улучшения речевых навыков и фонематического слуха.
Методы и формы работы
Игровые методы: Использование ролевых игр и музыкально-двигательных игр, которые вовлекают детей в процесс обучения и делают его интересным.
Проектная деятельность: Организация совместных проектов, таких как создание музыкальных композиций с использованием боди перкуссии, что способствует развитию командного духа.
Творческие задания: Создание музыкальных композиций с использованием различных частей тела, что помогает детям развивать креативность и воображение.
Обсуждения и рефлексия: Проведение бесед о чувствах и эмоциях, которые дети испытывают во время занятий, что способствует их эмоциональному развитию.
Примеры занятий с использованием боди перкуссии
Игра-приветствие "Здравствуйте":
Взрослый: "Здравствуйте, ручки!" (Дети хлопают в ладоши)
Взрослый: "Здравствуйте, ножки!" (Дети топают ногами)
Взрослый: "Здравствуйте, коленочки!" (Дети шлепают по коленям)
Цель: Развитие координации движений и ритмического слуха.
Игра "Лиса":
Взрослый: "Уж как шла лиса домой," (Хлопок, шлепок по коленям)
"Нашла книгу под сосной" (Поочередно шлепки по коленям)
"Она села на пенёк" (Притопы)
"И читала весь денёк. " (Раскрыть ладони — смотреть в «книгу»)
Цель: Развитие слухового внимания и ритмической памяти.
Создание ритмической композиции:
Дети поочередно выбирают части тела для создания ритмического рисунка (например, хлопки по коленям, шлепки по бедрам, притопы).
Педагог задает ритм, а дети повторяют его, добавляя свои движения.
Цель: Развитие музыкально-ритмических способностей и координации.
Музыкально – дидактическая игра "Повтори ритм":
Педагог демонстрирует ритмический рисунок, а дети повторяют его, используя различные части тела.
Например, "Топ-топ" (топот ногами, "Шлеп-шлеп" (хлопки по коленям).
Цель: Развитие чувства ритма и слухового внимания.
Речевые игры с элементами боди перкуссии:
Использование стихотворений и песен, где дети выполняют ритмические движения под текст.
Например, игра "Ехал грека через реку", где дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Цель: Коррекция речевых нарушений и развитие фонематического слуха.
Ожидаемые результаты
Дети с ОВЗ будут развивать свои музыкально – ритмические способности, что положительно скажется на их общем развитии.
Улучшение координации движений и моторики, что поможет детям в повседневной жизни.
Повышение уровня эмоционального выражения и социализации, что способствует улучшению их психоэмоционального состояния.
Коррекция речевых нарушений и развитие фонематического слуха, что будет способствовать улучшению речевых навыков.
Заключение
Использование техники боди перкуссии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является эффективным методом, который способствует их всестороннему развитию. Эта концепция направлена на создание условий для формирования музыкальной культуры, развития социальных навыков и улучшения эмоционального состояния детей. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя ценным и нужным, а занятия приносили радость и удовлетворение.