Наталья Барашкова
Блоки Дьеныша
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах,
легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом, профессором, создателем авторской методики «Новая математика» Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Публикация «Блоки Дьеныша» размещена в разделах
Характеристика
В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.
Объемный логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
Цветом – красные, желтые, синие;
Размером – маленькие, большие;
Толщиной – толстые, тонкие.
Плоскостной логический материал представляет собой набор из 24 фигур,
Различающихся тремя свойствами:
Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
Цветом – красные, желтые, синие;
Размером – маленькие, большие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Значение
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Цель:
- Поддерживать интерес к развивающим играм.
- Развивать интеллектуальные способности детей через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».
Задачи:
1. Формировать у детей умение систематизировать и классифицировать блоки по одному признаку (цвет, размер, форма, толщина,
по двум признакам (цвет и форма, форма и размер, размер и цвет,
толщина и цвет и т. д. ,
по трем признакам (форма, цвет, размер; форма, цвет, толщина).
по четырем признакам (форма, цвет, размер, толщина)
2. Формировать представления о математических понятиях
(алгоритм, кодирование, развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
3. Развивать логическое мышление, познавательные процессы, творческие способности, воображение, сообразительность.
4. Воспитывать в детях дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность, инициативу, преодоление трудностей.