Татьяна Радиванюк
Блестящее творчество.
▼ Скачать + Заказать документы
Блестящее творчество.
Историческая справка.
Пайетка (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка») — блёстка, плоская чешуйка из блестящего материала, обычно круглой или многогранной формы и с отверстием для продевания нитки. Пайетка может иметь различную окраску. Используется как элемент украшения или дизайна одежды, плетеных изделий, изделий из бисера.
Пайетки пришли к нам с Востока. В Индии этими декоративными блёстками расшивали сари, которые благодаря этому переливались потом всеми цветами радуги.
Темочки:
В Европе пайетки длительное время использовались лишь для украшения вечерних или сценических костюмов и аксессуаров к ним. Француженки любили украшать свои наряды маленькими блестящими кружочками, прикрепляя их к одежде.
В XX веке пайетки пришли в женский гардероб вместе с хиппи в начале 60-х годов. Хиппи перенимали стиль Востока, а пайетки были неотъемлемой частью восточной одежды.
За время своего существования пайетки достаточно видоизменились. Современные пайетки сегодня невероятно разнообразны: они могут быть большими и маленькими, плоскими и объемными, совершенно любой формы (от квадратиков до цветочков, глянцевыми или матовыми, разной степени прозрачности, с разным блеском (голографическим, металлическим, а цветовая гамма просто поражает разнообразием.
Увидеть красоту в окружающем нас мире – это то, чему любой малыш учится постоянно, изо дня в день. А умение создавать красоту смело можно отнести в разряд чудесных личных открытий, без которых жизнь ребенка скучна и неинтересна. Творчество необходимо для формирования гармонично развитой личности, без него невозможно становление современного человека. Вот поэтому, первостепенной задачей воспитателей является создание условий для творческого развития воспитанников.
И одним из таких интересных и познавательных занятий стала для детей - работа с пайетками. За этим увлекательным занятием даже самые озорные и непоседливые из них готовы проводить целые часы. Детям всегда нравится все яркое и блестящее. Творчество малышей буквально затягивает. И это здорово! Веселые красивые картинки из пайеток – они действительно восхитительны! А сложенные из маленьких блесток собственными руками, еще более ценны для маленького художника. Ведь для того, чтобы собрать это крохотное, а порой и не очень, чудо, надо приложить множество усилий, проявить сообразительность, усидчивость и, конечно, терпение. Это очень важно для малыша – почувствовать, что можно самостоятельно сделать нечто по-настоящему привлекательное, вызывающее искренний восторг окружающих.
Художественно-ручной труд дошкольников с использованием пайеток решает общие задачи в развитии ребенка:
• формирование произвольной ручной моторики, овладение специфическими ручными действиями с различными материалами и инструментами,
• формирование математических представлений (цвет, форма, композиция, через действия: отмерить, отрезать, отсчитать, сгруппировать и т. д.
• развитию внимательности в последовательности действий
• координации рук через мелкие предметы
• воображения через красоту предметов и вещей
• усидчивости при выполнении работы своими руками,
• развитие интереса в создании поделок, желание украшать и дарить подарки.
• а так же как часть подготовки навыков руки ребенка к школе.
Интеграция образовательных областей достигается за счет постановки задач деятельности, максимально учитывающих социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Предлагаю вам систему работы с детьми в условиях ДОУ:
Младший дошкольный возраст
3-4года знакомство с пайетками
разложение пайеток по цвету, размеру и форме
выкладывание последовательного ряда
выкладывание по контуру
использование пайеток в художественной деятельности с пластилином
Средний дошкольный возраст 4-5 лет выкладывание рисунка по образцу
составление простых изображений по образцу и самостоятельно
использование пайеток в художественной деятельности с пластилином
Старший дошкольный возраст
5-7 лет
знакомство с бисером
использование пайеток и бисера в художественной деятельности (лепка и аппликация)
нанизывание пайеток на проволоку с поочередным добавлением бисера
создание элементов изделия из пайеток и бисера
создание из элементов изделия
составление композиции
Требования безопасности во время работы:
Запрещается
• брать пайетки в рот;
• заталкивать в уши и нос.
Это опасно для жизни!
Разрешается
• содержать в порядке и чистоте рабочее место;
• быть внимательным;
• работать при правильном освещении (свет на работу должен падать с левой стороны);
• принимать удобное положение тела при работе (расстояние до выполняемой работы должно быть равным 25-30 см, соблюдение обязательных двигательных перерывов).
Примерное планирование непосредственно образовательной деятельности детей.
Лексическая тема недели: Новый год у ворот, ребятишек елка ждет. Рисование и лепка «Серпантин и конфетти» (младшая группа)
Задачи: учить рисовать фломастером завитушки, продолжать тренировать детей катать двумя пальчиками маленькие шарики, придавливать их на свободное место между лентами серпантина, а на них прикреплять разноцветные пайетки, радоваться полученному яркому образу, созданному праздничному настроению.
Лексическая тема недели: Весеннее настроение. Лепка «Ласковые солнечные лучики» (младшая группа)
Задачи: учить ребенка катать между ладошками тонкую колбаску (жгутик, выкладывать его по намеченной линии; для выразительности образа предложить использовать пайетки.
Лексическая тема недели: Космическое пространство. Рисование и лепка «Звездное небо» (младшая группа)
Задачи: учить рисовать акварельными красками ночное небо, используя синий, фиолетовый и черный цвета, продолжать тренировать детей катать двумя пальчиками маленькие шарики, придавливать их по всей поверхности неба (листа, а на них прикреплять разноцветные пайетки в виде звездочек.
Лексическая тема недели Новый год у ворот, ребятишек елка ждет. Лепка "Новогодняя елочка"(средняя группа)
Задачи: продолжать учить ребенка катать тонкие жгутики разного цвета и длины, выкладывать их по намеченным линиям, предложить использовать пайетки для создания выразительного образа и праздничного настроения.
Лексическая тема недели: Пасха. Лепка "Пасхальное яйцо"(средняя группа)
Задачи: продолжать учить ребенка катать жгутики разного цвета, приплющивать их по заготовке в произвольном направлении, предложить использовать пайетки для создания выразительного образа.
Лексическая тема: Книжкина неделя. Лепка "Золотая рыбка" (средняя группа)
Задачи: продолжать учить ребенка расплющивать пластилин тонким слоем по форме, предложить использовать пайетки для создания выразительного образа.
Лексическая тема недели: Майские праздники. Лепка "Праздничный салют"(средняя группа)
Задачи: продолжать учить ребенка катать жгутики определенного цвета, приплющивать их по поверхности листа тонким слоем в определенном порядке, продолжать тренировать детей катать двумя пальчиками маленькие шарики, придавливать их в нужное место, а на них прикреплять разноцветные пайетки, радоваться полученному яркому образу, созданному праздничному настроению.
Лексическая тема недели: «Сказка – ложь, да в ней намек.». Рисование и декор «Сказочные домики и дворцы» (старшая группа)
Задачи: развивать творческие возможности детей при изображении сказочных построек, для большего придания сказочного образа украшать их пайетками разной формы и размера, воспитывать аккуратность при работе с клеем ПВА.
Лексическая тема недели: Птицы осенью. Рисование и декор «Павлины» (старшая группа)
Задачи: развивать творческие возможности детей посредством рисования павлина отпечатком ладони, для большего придания образа украшать их пайетками разной формы и размера, воспитывать аккуратность при работе с клеем ПВА.
Лексическая тема недели: Насекомые. Лепка с использованием природного материала «Божья коровка» (старшая группа)
Задачи: отрабатывать навык налепа пластилина тонким слоем на скорлупку грецкого ореха, для выразительности образа предложить детям использовать бисер.
Лексическая тема недели: Здравствуй, гостья-зима!» Аппликация и декор «Снежинка» (подготовительная группа)
Задачи: учить детей вырезать снежинку из сложенного в 6 слоев листа бумаги, аккуратно разворачивать, для большего придания образа украшать снежинку пайетками разного размера, воспитывать аккуратность при работе с клеем ПВА,радоваться полученному результату.
Лексическая тема недели: Новый год у ворот, ребятишек елка ждет. Аппликация и декор «Я в карнавальном костюме» (подготовительная группа)
Задачи: развивать творческие возможности детей посредством аппликации, создавая образ человека в карнавальном костюме, для большего придания новогоднего настроения, украшать костюм разноцветными пайетками, воспитывать аккуратность при работе с клеем ПВА.
Примерное планирование самостоятельной деятельности детей.
• Классификация пайеток по размеру, форме и цвету.
• Дидактическая игра «Вставки». Цель: развитие глазомера, сенсорных ориентиров, привитие художественного вкуса.
• Выкладывание дорожек из пайеток по замыслу, по образцу, с установкой замены цвета, формы или размера.
• Выкладывание пайетками силуэтов по готовым контурам.
• Создание образов по собственному замыслу и желанию.
• Использование пайеток как раздаточный материал на математике.
Проектная деятельность.
Плетение из пайеток и бисера "Цветок".
Старшая группа.
Цель: творческое раскрытие личности через прикладное искусство.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, совершенствовать счетные навыки в пределах 15, воспитывать усидчивость, взаимопомощь, желание порадовать близких, расширить взаимодействие с родителями путем создания творческой мастерской.
План реализации проекта:
• консультация с родителями "Крупная польза мелкой моторики";
• приобретение родительским комитетом проволоки, пайеток и бисера;
• плетение лепестков цветочка по схеме и сборка изделия;
• выставка детских работ, поздравление мам с весенним праздником.
Плетение из пайеток и бисера новогоднего сувенира "Елочка".
Подготовительная к школе группа.
Цель: творческое раскрытие личности через прикладное искусство.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, совершенствовать счетные навыки в пределах 20, воспитывать усидчивость, взаимопомощь, желание порадовать близких, расширить взаимодействие с родителями путем создания творческой мастерской.
План реализации проекта:
• беседа с родителями "Что могут детские пальчики?";
• приобретение родительским комитетом проволоки, пайеток и бисера;
• плетение еловых веточек с опорой на схемы и сборка елочки;
• выставка детских работ, поздравление близких с новым годом.
Мастер-класс для детей с родителями: Золотая осень. Лепка "Золотая осень"(средняя группа)
Цель: творческое раскрытие личности через нетрадиционную изобразительную технику.
Задачи: учить ребенка катать пальчиками тонкий жгутик, выкладывать его по намеченной линии; для выразительности образа предложить использовать пайетки, повышать педагогическую компетентность родителей через совместное творчество.
Результаты работы:
Пайетки - недорогой, экологически безопасный, доступный материал, поэтому родители приобретали его для своих детей без проблем.
Выполненные работы получались высокохудожественными неповторимыми и оригинальными. Изображение "оживало", наполняя маленького художника осознанием значимости выполняемой работы и гордостью за свое творение. Результаты мониторингов показывали, что у детей рос интерес к творчеству, повышались показатели художественного развития, крепла рука, движения становились более уверенными и точными.
Повышалась самооценка детей, благодаря взаимопомощи детский коллектив стал дружнее.
Приложение.
Использование при ФЭМП.
Выкладывание дорожек.
Выкладывание силуэтов.