Елена Ларенцева
Биоэнергопластика как способ речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Биоэнергопластика - как способ речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Аннотация. Данная статья раскрывает целесообразность, эффективность использования в совершенствовании артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на примере опыта использования инновационной технологии «Биоэнергопластика» в дошкольном образовании многих педагогов.
Публикация «Биоэнергопластика как способ речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По данным мониторинга речевого развития детей дошкольного возраста на базах дошкольного образовательного учреждения наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи, в том числе со сложной дислалией, минимальными проявлениями дизартрии, общим недоразвитием речи. Чтобы ребенок успешно обучался в школе необходимо сформированная четкая, чистая, связная устная речь. К хорошо сформированной устной речи к поступлению школы мы можем отнести: правильно произносимые звуки, сформированное фонематическое восприятие, умение читать, обогащенный словарный запас, связные, развернутые, грамматически правильно построенные фразы.
Все это поможет ребенку в дальнейшем без препятствий познавать окружающий мир, успевать по всем предметам, быть уверенным в своих силах, налаживать контакт со сверстниками и учителем. Поэтому в настоящее время задача учителя-логопеда в рамках логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи заключается в повышении эффективности процесса коррекции артикуляционной моторики через использование инновационных, современных технологий, методов проведения артикуляционной гимнастики. Многие логопеды по результатам формирования артикуляционной моторики выделяют, что ежедневно проводимая по стандартной форме артикуляционная гимнастика для губ, нижней челюсти, языка снижает интерес дошкольников к логопедическим занятиям. При обследовании артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи выявляется нарушение кинестетических ощущений губ, языка, челюстей, направленного выдоха. Для достижения лучших результатов в работе над формированием артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи многие логопеды в настоящее время рекомендуют использовать нетрадиционную форму проведения артикуляционной гимнастики–биоэнергопластика. Биоэнергопластика в литературе рассматривается как инновационная здоровьесберегающая технология, нетрадиционный метод, как интересное направление коррекционной работы в логопедии, нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики. Из рассмотренных определений понятия «биоэнергопластика» многих авторов можно сделать следующие выводы:
1)все авторы определяют сущность понятия «биоэнергопластика» как соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук;
2)есть два взгляда авторов на то, что термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов и из трех слов.
На основе выше изложенного мы определяем биоэнергопластику как комплексную, координированную, связанную работу кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук копируют, моделируют движения речевого аппарата. В статьях логопедов представлено разное количество периодов введения биоэнергопластики в проведение артикуляционной гимнастики при коррекционной работе по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недоразвитием речи, что является в свою очередь основой для постановки звука: Петрухина А., Загорская Е. выделяют три периода; Занина Н. В. выделяет 4 периода; Бурухина В. И. выделяет 5 периодов; Емельянова Т. Г. выделяет 7 периодов. На основе рассмотренных разных подходов к количеству выделения периодов введения биоэнергопластики в выполнение артикуляционной гимнастики детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы выделяем четыре периода.
Периоды введения биоэнергопластики в комплекс проведения артикуляционной гимнастики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Периоды и их цель.
Содержание периода
1. Диагностический период
Цель: выявить уровень развития артикуляционной моторики; обследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста; обследование у детей старшего дошкольного возраста артикуляционной моторики: исследование подвижности губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба;
-составление комплекса артикуляционной гимнастики для каждого ребенка в зависимости от дефектного произношения звуков.
2. Подготовительный период
Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба) речевого аппарата с опорой на зеркало; знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики с опорой на зеркало; развитие самоконтроля и зрительного восприятия; точность и плавность выполнения упражнений артикуляционной гимнастики; выполнение упражнений артикуляционной гимнастики без ошибок.
3. Основной период
Цель: формирование сопряженных осязательных ощущений артикуляторов речевого аппарата и обеих рук с опорой на зеркало. Основной период можно разбить на два этапа:
а) этап основного периода: можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением ведущей руки логопеда; выполнение артикуляционных упражнений с подключением ведущей руки ребенка с опорой на зеркало; контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений ведущей руки, доведения до совершенства.
б) этап основного периода: можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением не ведущей руки логопеда; выполнение артикуляционных упражнений с подключением не ведущей руки ребенка с опорой на зеркало; контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений не ведущей руки, доведения до совершенства.
4. Заключительный период
Цель: выработка синхронности движений артикуляторов (языка, губ, нижней челюсти) речевого аппарата и движений кистей обеих рук без опоры на зеркало; можно начинать с показа выполнения артикуляционного упражнения с подключением обеих рук логопеда; выполнение артикуляционных упражнений с подключением обеих рук ребенка с опорой на зеркало; выполнение артикуляционных упражнений с подключением обеих рук ребенка без опоры на зеркало; контролируется синхронность выполнения артикуляционных упражнений и движений обеих рук, доведения до совершенства.
При введении биоэнергопластики в проведение комплекса артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с целью совершенствования артикуляционной моторики мы предлагаем соблюдать следующие условия:
1. Время подключения руки ребенка к проведению артикуляционного упражнения зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка
2. Подключать руку ребенка необходимо при гибком, ритмичном, безошибочном выполнении каждого упражнения артикуляционной гимнастики
3. При использовании биоэнергопластики следует следить, чтобы при выполнении артикуляционных упражнений кисти рук ребенка были плавными, раскрепощенными, расслабленными
4. При выполнении артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики необходимо следить за синхронностью движений органов артикуляции и движений кистей рук.
Таким образом, применение биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики способствует :
1) формирует кинестетические ощущения положений артикуляторов: языка, губ, челюстей, мягкого неба
2)развивает гибкость, плавность, синхронность движений органов артикуляции
3)улучшает осязательные ощущения
4)укрепляет мышцы органов артикуляции
5)движения губ, языка становятся сильными, уверенными, ритмичными
6)позволяет самостоятельно выполнять упражнения по кинестетическим ощущениям.
Все выше изложенное еще раз доказывает об эффективности использования биоэнергопластики в совершенствовании артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурухина В. И. Биоэнергопластикавработеучителя-логопеда. – Режимдоступа:https://www.maam.ru/detskijsad/-bioyenergoplastika-v-rabote-logopeda.html(дата обращения: 04.02.2019)
2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. -СПб. : Детство-пресс, 2011
3. ЕмельяноваТ. Г. Биоэнергопластика как средство развития речи у дошкольников с ОНР. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/биоэнергопластика-как-средство-разв/(дата обращения: 04.02.2019)
4. ЗагорскаяЕ. Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с речевой патологией. -Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/bioyenergoplastika-v-artikuljacionoi-gimnastike-u-doshkolnikov-s-rechevoi-patologiei.html(дата обращения: 05.02.2019)
5. Занина Н. В. Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики. – Режим доступа: https://chgard20.tgl.net.ru/images/konsultatsiyi/logoped/bioenergoplastika_2.pdf(дата обращения: 05.02.2019)
6. ПетрухинаА. Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/bioyenergoplastika-v-korekcionoi-rabote-logopeda.html(дата обращения: 06.02.2019)